sarmetro

Category:

Новый дом саратовского метро

В Саратове вот-вот должна начаться реализация проекта скоростного трамвая. Но скоростной трамвай – это не только вагоны и даже не только рельсы, по которым пойдут эти вагоны. Это целая инфраструктура, куда входят и остановки, и тяговые подстанции, и депо, где будут обслуживаться вагоны, где будут отдыхать водители.

Если по поводу вагонов, путей и подстанций пока есть минимальное понимание, то вопрос с тем, где будут «жить» новые трамваи пока остаётся под большим вопросом.

Депо Pogodno, Щецин, Польша
Депо Pogodno, Щецин, Польша

Сегодня в Саратове работает 2 трамвайных депо: в Заводском районе и Кировское в районе вокзала. Замечали сколько вагонов вечером уходит в центр и не возвращается в сторону 6-й Дачной? Это потому, что при окончании смены они направляются в центр.

До 2001 года в Саратове существовало самое современное и просторное Ленинское трамвайное депо в Солнечном.

Ленинское трамвайное депо, 1997 год. Фото: Joachim Kaddatz
Ленинское трамвайное депо, 1997 год. Фото: Joachim Kaddatz

После закрытия депо (в деталях которого сейчас разбирается прокуратура, а виновные, по заявлениям руководителей города, должны совсем скоро понести ответственность), с 2001 до 2016 года депо было варварски заброшено и разграблено. Детали истории Ленинского трамвайного депо можно найти в подборке статей в конце этого материала.

Ленинское трамвайное депо, 2013 год. Фото: Дмитрий Очкаев
Ленинское трамвайное депо, 2013 год. Фото: Дмитрий Очкаев

Так где будет находиться база новых скоростных маршрутов?

Кировское депо

Кировское депо было построено в 1930-х годах и обслуживает сегодня маршруты № 3, 4, 6 и 11. Судя по панорамам на карте Яндекса, в депо при плотном размещении может находиться около 70 вагонов. Учитывая, что скоро Саратов должен получить полсотни вагонов из Москвы, скорее всего, они будут размещаться преимущественно в Кировском депо.

Для линии скоростного трамвая потребуется не менее 15-20 составов нового поколения. Думаю, после модернизации (на время которого также придётся искать временную базу для большого количество трамваев) технически депо можно довести до «приличного» состояния (старейшее московское депо имени Апакова сейчас как раз закрыто на ремонт, и по результату работы можно будет понять, как возможно модернизировать историческую площадку).

Новое депо

Лучшим вариантом для решения вопроса со скоростным трамваем было бы строительство нового трамвайного депо в Саратове. Не буду злословить, что после нахождения виновного в развале Ленинского трамвайного депо неплохо бы было взыскать с него или с его предприятия стоимость строительства нового депо (а за одно, если это те же лица – и стоимость восстановления трамвайных линий на Большой Горной и Кутякова), но остаётся важный логистический вопрос: где это депо разместить?

Точно депо должно находиться ближе к окраине города, поскольку последние рейсы должны уходить именно из центра, а первые утренние максимально рано следовать с окраины в центр. Учитывая планы строительства сначала скоростного трамвая по маршруту № 3, а потом по маршруту № 11 депо должно быть на севере города, а между линиями нужна долгожданная связка по Технической от 1-й Дачной до СХИ. Она позволит новому депо обслуживать оба маршрута с максимальной эффективностью.

Вариант 1: Новоленинское депо

Депо может размещаться недалеко от места, где находилось Ленинское депо. Линия к депо позволит (помимо прочего) обеспечить связью района Ласточкино с центром Саратова. Депо может находиться на месте гаражей на Безымянной улице.

Вариант 2: Дачное депо

По второму варианту депо может находиться в начале посёлка Поливановка. По данным блога Дениса Жабкина, «Между 8 и 9 Дачной на остановке «Разъезд» в 1964–1965 началось строительство ленинского трампарка, в котором предполагалось размещать трамваи скоростных маршрутов. Но оно не было достроено. До 1990-х на этой территории стояли списанные и служебные трамваи, но потом случился пожар».

Плюсы такого расположения: идеально для флагманского скоростного трамвайного маршрута №3.

Вариант 3: Новое депо для перспективных маршрутов

Как только у Саратова появится план развития трамвайной системы хотя бы на 10-15 лет, могут появиться новые варианты: Новосоколовогорский, земли рядом с Юбилейным, поля НИИ Юго-Востока или какой-то совсем амбициозный вариант типа Расково или Дубков.

Одно не подлежит сомнению: новый скоростной трамвай должен иметь максимально современную инфраструктуру. В этом случае второй подход к скоростному трамваю точно станет более удачным, чем первый.


Статьи о Ленинском трамвайном депо

2013. Ленинское трамвайное депо, Саратов

2015. Памяти депо №3 (Антон Морван)

2016. Денис Жабкин. Ленинское трамвайное депо застроят 11-этажками

2017. Денис Жабкин. Заброшенный трамвайный маршрут

2020. Ответственность виновных в разграблении СГЭТ будет неотвратимой

2020. Прокуратура проведет проверку обстоятельств изъятия земли СГЭТ

2020. Прокуратура проверит, не в интересах ли Курихина и Писного изъяли земли «СГЭТ» в Ленинском районе

Error

default userpic

Your IP address will be recorded 

When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.