После поста о сохранении трамвайного движения в центр по улице Кутякова и вариантах решения реконструкции улицы, настало время поговорить о другом трамвайном кольце в центре, которому уже второй год угрожает снос. Сегодня пишу только по делу и максимально объективно.

Какая в настоящее время ситуация в центре? Зачем трамвай тут нужен и чем не угодил?
Преамбула.
Ветка к Мирному переулку - это кольцо трамваев 3, 9 и 10 маршрутов от улицы Астраханской к "сердцу" центра города - площади Кирова и Крытому рынку. Здесь расположены цирк, кинотеатр "Победа", отсюда берёт начало пешеходный проспект Кирова, заканчивающийся у ворот городского сквера "Липки". На проспекте - основные магазины, бутики, торговые комплексы. По проспекту много людей пешком добираются от Крытого рынка до мест работы, учебы (СГАУ, СГЮА, Консерватория, Училище искусств).
Многие намеренно садятся в трамваи этих маршрутов, чтобы быстрее доехать из Ленинского и Заводского района до центра, так как часть пути этих маршрутов к центру проходит по выделенной полосе.
От улицы Астраханской до Крытого рынка по прямой - около 900 метров. Трамваи едут от Астраханской по Советской до Мирного переулка около 700 метров (2 остановки) и возвращаются на Астраханскую по улице Вавилова.

А от Мирного переулка по пешеходному проспекту можно дойти даже до Липок (1,3 км). До улицы Горького - 900 м, до Вольской - менее 500, до Чапаева - менее 300.
Городские власти намерены демонтировать всё это кольцо и перенести конечную к Детскому парку. В этом случае к данным расстояниям следует прибавлять дополнительные 700 метров и уже не пешеходного проспекта, который всегда чистится, а улицу Вавилова или Советскую с узкими, местами разбитыми тротуарами. Многие пассажиры в итоге откажутся от трамвая в пользу маршруток и автобусов. Пусть стоять в пробках лишние 10-30 минут, но зато они довезут к Крытому рынку. Особенно это касается маломобильных групп населения (пожилые, инвалиды, родители с детьми). То есть мы получим дополнительную загрузку улиц (не только Советской и Вавилова, но и Астраханской, 50 лет Октября, Политехнической, Новоастраханского шоссе и т.д.) автомобильным транспортом и недогрузку трамваев.
Чем же трамвай не угодил?
1. Вся эта проблемная линия, начиная от Пугачёвской, совмещена с автомобильной дорогой. Трамвайное движение в центре при большом скоплении транспорта в часы пик неэффективно. И автомобили, и трамваи простаивают в пробках. Сейчас схема автомобильного движения такова (красные стрелки):

Синими крестиками показаны наиболее проблемные участки, где автодороги пересекают трамвайные линии и зачастую то автомобили, то трамваи перекрывают друг другу движение. Итого - 5 участков формирования заторов.
2. Следующий пункт - это строительство "Победы-плазы", которое возможно вот-вот возобновится. Для этого нужного всем (ну вы понимаете, кому оно там нужно) здания торгового центра в центре города необходим подвоз стройматериалов, а потом подъезды для автомобилей. Это скорее всего и было основной причиной того, что линию трамвая хотели быстрее убрать оттуда ещё в прошлом году (а не "открытие сквозного движения для разгрузки центра"). Но строительство заморозилось и рельсы пока на месте.
Тогда рельсы объявили главной причиной всех пробок в центре, говорили, что трамваи угрожают жизни школьников, которые учатся в расположенном рядом лицее (видимо сквозная автодорога, для которой тут собрались убирать рельсы будет для них безопаснее), обещали что трамваи начнут ездить быстрее если демонтировать рельсы из центра, собирали журналистов и говорили "как надо" осветить эту тему. В общем, как ни крути - нужно, чтобы автомобили подъезжали к новому торговому центру удобно и без лишних проблем.
3. Третий момент неэффективности 9 и 10 маршрутов. Не столь значительный, но всё же. Движение этих маршрутов вызывает недоумение пассажиров за счёт расположенной у Детского парка диспетчерской. "Благодаря" ей трамваи здесь по много минут стоят и не едут в центр.
Что же делать?
Конечно можно много говорить о том, что трамвай надо от Астраханской закапывать в землю, как это было задумано 30 лет тому назад, и прокладывать скоростной участок до Волги, по типу Волгоградского метротрама, но и дураку понятно, что в Саратове с его дефицитным бюджетом такое событие - из раздела фантастики. Поэтому будем исходить из минимума затрат и максимума эффективности.
Наиболее оптимальный выход заключается в следующем изменении схемы движения в центре:

- Трамвайная линия по Советской и в Мирном переулке демонтируется, на Вавилова укладывается второй путь.
- Трамвайное кольцо маршрутов строится у дома "Кассы Аэрофлота", или у памятника Вавилову, или у дома по адресу пл.Кирова 8, или на месте торговых рядов, которые обещали убрать ещё в прошлом году (можно рассмотреть и другие варианты).
- Улица Вавилова становится пешеходно-трамвайной (превратить эту улицу в пешеходную власти заявляли ещё в сюжетах и интервью 2011 года).
- Автомобильное и троллейбусное движение в обе стороны происходит по улице Советской.
Что эта схема даст?
1. Сохранение движения трамваев в центр - до Крытого рынка.
2. Освобождение Мирного переулка от рельсов - подъезд к "Победе плаза" - открыт. Или же включение улицы Сакко и Ванцетти с Мирным переулком в сквозное движение.
3. Освобождение Советской от рельсов - следовательно расширение улицы, появление на ней дополнительной полосы в районе Детского парка и ликвидация одностороннего участка.
4. Устранение 5 проблемных участков заторов. Вместо них остаётся всего 2 перекрёстка, которые не будут проблемными при правильной настройке светофора. А учитывая то, что Вавилова станет трамвайной улицей, то сделать это гениально просто - когда к перекрёстку подъезжает трамвай для автомобилей загорается красный, когда трамвай проехал - зелёный. В итоге трамвай на этом участке может гордо носить статус "скоростного". Для пешеходов можно дополнительно установить пешеходные светофоры "по требованию" на Рахова до пересечения с линией, когда после нажатия кнопки скажем, через минуту, на небольшой промежуток времени загорается зелёный свет.
5. Увеличение пассажиропотока на трамвае за счёт пассажиров, которые предпочитали маршрутки и автобусы из-за стояния трамвая в общих пробках. Кстати для этого и диспетчерскую 9 и 10 маршрутов необходимо перенести к новому кольцу.
6. Автомобили, которые едут по Советской в сторону Астраханской избавляются от ненужного крюка с двумя поворотами и двумя дополнительными светофорами, т.к. Советская становится двусторонней на всём протяжении, что сокращает временные затраты, проезд дополнительных регулируемых перекрёстков и два поворота.
7. Троллейбусы в сторону вокзала вместо четырёх трамвайно-троллейбусных пересечений в разных местах преодолевают их в одном месте. В сторону Чапаева - вместо трёх в разных местах - две, расположенные подряд. Трамваи на протяжении всего участка туда-обратно - вместо пяти раз в разных местах пересекают троллейбусную контактную сеть четыре раза в одном месте. Эти факторы увеличивает скорость движения электротранспорта, уменьшает вероятность "слетания" штанг троллейбуса и поломки пантографа трамвая.
8. Увеличивается пропускная способность улицы Вавилова за счёт выделенного участка трамвайной линии "зелёной волны".
9. Появляется дополнительная пешеходно-рекреационная зона. Учитывая, что к вводу в эксплуатацию на этом участке в ближайшее время запланированы два административно-торговых здания, это должно увеличить их привлекательность для малого бизнеса, а следовательно налоги, получаемые от ведения бизнеса на данном участке улицы.

Существуют и другие варианты реконструкции трамвайной линии. Менее затратные и менее эффективные.
Вариант 1. В Мирном переулке остаётся одна полоса для сквозного движения.

1. Трамвайная сеть остаётся такой же, как и сегодня: вагоны двигаются в одну сторону по улицам Советской – Мирному переулку – Вавилова.
2. Запрещается парковка автомобилей вдоль всех улиц, где проходит трамвай, а также на улице Рахова от Мичурина до Московской; на месте постоянно работает автоэвакуатор. Дополнительно строится около 200 парковочных мест (именно столько автомобилей может сегодня припарковаться на данном пространстве) в районе улиц Пугачёвской, Шевченко, Большой Казачьей.
3. Конечные маршрутных такси переносятся от Сбербанка на Вавилова и с улицы Рахова непосредственно в Мирный переулок, что освобождает эти улицы от скопления маршруток и людей, тем самым уменьшается количество пробок.

Вариант 2. В Мирном переулке - две полосы для сквозного движения.

1. Трамвайная линия по Советской и в Мирном переулке демонтируется, а линия на улице Вавилова реконструируется в двустороннюю. Строится разворотное кольцо в районе площади перед кинотеатром «Победа».
2. Движение маршрутных такси организуется по такому же принципу, как и в варианте 1, с конечной остановкой в Мирном переулке.

Наши предложения и собранные подписи будут на этой неделе переданы мной в приёмные главы города и губернатора. Если вы собирали подписи на бумаге, срочно свяжитесь со мной, чтобы я их тоже прикрепил к передаваемым материалам.
Какая в настоящее время ситуация в центре? Зачем трамвай тут нужен и чем не угодил?
Преамбула.
Ветка к Мирному переулку - это кольцо трамваев 3, 9 и 10 маршрутов от улицы Астраханской к "сердцу" центра города - площади Кирова и Крытому рынку. Здесь расположены цирк, кинотеатр "Победа", отсюда берёт начало пешеходный проспект Кирова, заканчивающийся у ворот городского сквера "Липки". На проспекте - основные магазины, бутики, торговые комплексы. По проспекту много людей пешком добираются от Крытого рынка до мест работы, учебы (СГАУ, СГЮА, Консерватория, Училище искусств).
Многие намеренно садятся в трамваи этих маршрутов, чтобы быстрее доехать из Ленинского и Заводского района до центра, так как часть пути этих маршрутов к центру проходит по выделенной полосе.
От улицы Астраханской до Крытого рынка по прямой - около 900 метров. Трамваи едут от Астраханской по Советской до Мирного переулка около 700 метров (2 остановки) и возвращаются на Астраханскую по улице Вавилова.
А от Мирного переулка по пешеходному проспекту можно дойти даже до Липок (1,3 км). До улицы Горького - 900 м, до Вольской - менее 500, до Чапаева - менее 300.
Городские власти намерены демонтировать всё это кольцо и перенести конечную к Детскому парку. В этом случае к данным расстояниям следует прибавлять дополнительные 700 метров и уже не пешеходного проспекта, который всегда чистится, а улицу Вавилова или Советскую с узкими, местами разбитыми тротуарами. Многие пассажиры в итоге откажутся от трамвая в пользу маршруток и автобусов. Пусть стоять в пробках лишние 10-30 минут, но зато они довезут к Крытому рынку. Особенно это касается маломобильных групп населения (пожилые, инвалиды, родители с детьми). То есть мы получим дополнительную загрузку улиц (не только Советской и Вавилова, но и Астраханской, 50 лет Октября, Политехнической, Новоастраханского шоссе и т.д.) автомобильным транспортом и недогрузку трамваев.
Чем же трамвай не угодил?
1. Вся эта проблемная линия, начиная от Пугачёвской, совмещена с автомобильной дорогой. Трамвайное движение в центре при большом скоплении транспорта в часы пик неэффективно. И автомобили, и трамваи простаивают в пробках. Сейчас схема автомобильного движения такова (красные стрелки):
Синими крестиками показаны наиболее проблемные участки, где автодороги пересекают трамвайные линии и зачастую то автомобили, то трамваи перекрывают друг другу движение. Итого - 5 участков формирования заторов.
2. Следующий пункт - это строительство "Победы-плазы", которое возможно вот-вот возобновится. Для этого нужного всем (ну вы понимаете, кому оно там нужно) здания торгового центра в центре города необходим подвоз стройматериалов, а потом подъезды для автомобилей. Это скорее всего и было основной причиной того, что линию трамвая хотели быстрее убрать оттуда ещё в прошлом году (а не "открытие сквозного движения для разгрузки центра"). Но строительство заморозилось и рельсы пока на месте.
Тогда рельсы объявили главной причиной всех пробок в центре, говорили, что трамваи угрожают жизни школьников, которые учатся в расположенном рядом лицее (видимо сквозная автодорога, для которой тут собрались убирать рельсы будет для них безопаснее), обещали что трамваи начнут ездить быстрее если демонтировать рельсы из центра, собирали журналистов и говорили "как надо" осветить эту тему. В общем, как ни крути - нужно, чтобы автомобили подъезжали к новому торговому центру удобно и без лишних проблем.
3. Третий момент неэффективности 9 и 10 маршрутов. Не столь значительный, но всё же. Движение этих маршрутов вызывает недоумение пассажиров за счёт расположенной у Детского парка диспетчерской. "Благодаря" ей трамваи здесь по много минут стоят и не едут в центр.
Что же делать?
Конечно можно много говорить о том, что трамвай надо от Астраханской закапывать в землю, как это было задумано 30 лет тому назад, и прокладывать скоростной участок до Волги, по типу Волгоградского метротрама, но и дураку понятно, что в Саратове с его дефицитным бюджетом такое событие - из раздела фантастики. Поэтому будем исходить из минимума затрат и максимума эффективности.
Наиболее оптимальный выход заключается в следующем изменении схемы движения в центре:
- Трамвайная линия по Советской и в Мирном переулке демонтируется, на Вавилова укладывается второй путь.
- Трамвайное кольцо маршрутов строится у дома "Кассы Аэрофлота", или у памятника Вавилову, или у дома по адресу пл.Кирова 8, или на месте торговых рядов, которые обещали убрать ещё в прошлом году (можно рассмотреть и другие варианты).
- Улица Вавилова становится пешеходно-трамвайной (превратить эту улицу в пешеходную власти заявляли ещё в сюжетах и интервью 2011 года).
- Автомобильное и троллейбусное движение в обе стороны происходит по улице Советской.
Что эта схема даст?
1. Сохранение движения трамваев в центр - до Крытого рынка.
2. Освобождение Мирного переулка от рельсов - подъезд к "Победе плаза" - открыт. Или же включение улицы Сакко и Ванцетти с Мирным переулком в сквозное движение.
3. Освобождение Советской от рельсов - следовательно расширение улицы, появление на ней дополнительной полосы в районе Детского парка и ликвидация одностороннего участка.
4. Устранение 5 проблемных участков заторов. Вместо них остаётся всего 2 перекрёстка, которые не будут проблемными при правильной настройке светофора. А учитывая то, что Вавилова станет трамвайной улицей, то сделать это гениально просто - когда к перекрёстку подъезжает трамвай для автомобилей загорается красный, когда трамвай проехал - зелёный. В итоге трамвай на этом участке может гордо носить статус "скоростного". Для пешеходов можно дополнительно установить пешеходные светофоры "по требованию" на Рахова до пересечения с линией, когда после нажатия кнопки скажем, через минуту, на небольшой промежуток времени загорается зелёный свет.
5. Увеличение пассажиропотока на трамвае за счёт пассажиров, которые предпочитали маршрутки и автобусы из-за стояния трамвая в общих пробках. Кстати для этого и диспетчерскую 9 и 10 маршрутов необходимо перенести к новому кольцу.
6. Автомобили, которые едут по Советской в сторону Астраханской избавляются от ненужного крюка с двумя поворотами и двумя дополнительными светофорами, т.к. Советская становится двусторонней на всём протяжении, что сокращает временные затраты, проезд дополнительных регулируемых перекрёстков и два поворота.
7. Троллейбусы в сторону вокзала вместо четырёх трамвайно-троллейбусных пересечений в разных местах преодолевают их в одном месте. В сторону Чапаева - вместо трёх в разных местах - две, расположенные подряд. Трамваи на протяжении всего участка туда-обратно - вместо пяти раз в разных местах пересекают троллейбусную контактную сеть четыре раза в одном месте. Эти факторы увеличивает скорость движения электротранспорта, уменьшает вероятность "слетания" штанг троллейбуса и поломки пантографа трамвая.
8. Увеличивается пропускная способность улицы Вавилова за счёт выделенного участка трамвайной линии "зелёной волны".
9. Появляется дополнительная пешеходно-рекреационная зона. Учитывая, что к вводу в эксплуатацию на этом участке в ближайшее время запланированы два административно-торговых здания, это должно увеличить их привлекательность для малого бизнеса, а следовательно налоги, получаемые от ведения бизнеса на данном участке улицы.
Существуют и другие варианты реконструкции трамвайной линии. Менее затратные и менее эффективные.
Вариант 1. В Мирном переулке остаётся одна полоса для сквозного движения.
1. Трамвайная сеть остаётся такой же, как и сегодня: вагоны двигаются в одну сторону по улицам Советской – Мирному переулку – Вавилова.
2. Запрещается парковка автомобилей вдоль всех улиц, где проходит трамвай, а также на улице Рахова от Мичурина до Московской; на месте постоянно работает автоэвакуатор. Дополнительно строится около 200 парковочных мест (именно столько автомобилей может сегодня припарковаться на данном пространстве) в районе улиц Пугачёвской, Шевченко, Большой Казачьей.
3. Конечные маршрутных такси переносятся от Сбербанка на Вавилова и с улицы Рахова непосредственно в Мирный переулок, что освобождает эти улицы от скопления маршруток и людей, тем самым уменьшается количество пробок.
Вариант 2. В Мирном переулке - две полосы для сквозного движения.
1. Трамвайная линия по Советской и в Мирном переулке демонтируется, а линия на улице Вавилова реконструируется в двустороннюю. Строится разворотное кольцо в районе площади перед кинотеатром «Победа».
2. Движение маршрутных такси организуется по такому же принципу, как и в варианте 1, с конечной остановкой в Мирном переулке.
Наши предложения и собранные подписи будут на этой неделе переданы мной в приёмные главы города и губернатора. Если вы собирали подписи на бумаге, срочно свяжитесь со мной, чтобы я их тоже прикрепил к передаваемым материалам.