sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Старый трамвайный парк

Оригинал взят у djhooligantk в Старый трамвайный парк
125 лет в Саратове действует система маршрутного общественного транспорта. В 1887 году в Саратов пришла конка. На Астраханской улице между Московской и Большой Казачьей расположились 3 конюшни, вагонные сараи, амбар, погреба, кузницы. Иными словами всё, что было необходимо для обслуживания конки.
В 1907 году конка перешла во владение Бельгийскому обществу саратовских электрических трамваев и освещения ("Взаимная компания трамваев"). Был утверждён план трамвайных линий и началось строительство всей инфраструктуры. Новые подразделения требовали и других, принципиально новых по конструкции помещений. В этом же 1907 году началось возведение комплекса зданий трамвайного парка и электростанции, которое продолжалось по 1912 год. Архитектор - Юрий Николаевич Терликов.

Панорама комплекса с Большой Казачьей (кликабельно):


Комплекс был построен с элементами модерна. Скошенные навершия окон, крыши. В общем-то это характерно и для других его работ в этом стиле (здание казначейства, особняк на Провиантской).

Вид с Московской:


Стиль был довольно популярен в Европе, поэтому старые депо в европейских городах нам могут напомнить наше родное :)

депо в городе Котбус, Германия


Электростанция и трамваи начали работать в 1908 году. Электростанция, мощностью 3200 лошадиных сил, вырабатывала постоянный ток, которого поначалу хватало не только на нужды трамваев, но и на освещение трамвайных путей, улиц. Кроме того, электричество стали продавать и проводить в дома.

Панорама комплекса с Астраханской (кликабельно):


Самое интересное, что два деревянных дома (один из них слева), оставшиеся от оригинального комплекса, более 100 лет стоят на центральной улице города. Сейчас в них жилые квартиры.



Ну а мы возвратимся к зданию трамвайного парка...



Лестница, которая видна на левой нижней фотографии, до сих пор радует глаз и используется.



В 1918 году, после известных событий, трамвай и электростанция были национализированы. Сильно подорвали хозяйство первая мировая, революция, а потом и гражданская война. В довершении ко всему в 1921 году на электростанции произошёл пожар. Нужно было вложить много сил и средств в востановление.

1924 год - смерть Ленина - траурное шествие по Большой Казачьей (кликабельно)


В 1926 году был проведён капитальный ремонт электростанции. Она оставалась основным источником электроэнергии для города, до введения в строй СарГРЭС.



В том же 1926 году началось строительство трамвайного депо №1, которое затянулось на целых 9 лет. До тех пор - трамвайный парк на Большой Казачьей оставался единственным в городе.

3D-анаглиф (кликабельно): (Как смотреть 3D-анаглиф?)



После того, как для трамваев был построен "новый дом", эта территория начала использоваться как ремонтные мастерские.



6 ноября 1952 года в канун 35-летия революции в городе было запущено троллейбусное движение. Но троллейбусное депо построят только в 1960 году. До этого момента троллейбусы будут размещаться в автомобильном гараже на территории ремонтных мастерских.



На этой фотографии конца 50-х хорошо видно троллейбусные провода, которые ведут на территорию ремонтных мастерских и непоместившийся троллейбус на тротуаре.



Это в том числе объясняет загадку троллейбусных проводов, которые выходят с территории бывшего депо с другой стороны - на Большую Казачью.



Хотя есть и второе объяснение этому: вполне возможно, что провода подзаряжают служебные троллейбусы, один из которых я много лет назад видел как раз стоящим на Большой Казачьей.

Мемориальный комплекс на территории ТТУ 25 лет назад


Мемориальный комплекс в наши дни


С приходом троллейбусов управление стало трамвайно-троллейбусным или сокращённо - ТТУ. Так что во второй половине ХХ века это место назвали ремонтные мастерские ТТУ или база ТТУ.



Ну а сейчас чаще встречается название база МУП СГЭТ. Здесь по-прежнему располагаются ремонтные трамваи и тяговая электроподстанция. Ну и вся администрация СаратовГорЭлектроТранса.



Вид с улицы Большой Казачьей. Сейчас и в начале 80-х.



Чуть ближе к Астраханской:



А вот с Астраханской здание электростанции выглядит очень впечатляюще! Чего стоят только эти огромные окна.



Вид на электростанцию, когда строилась пятиэтажка по Астраханской. Почти полвека тому назад.



Вид почти не поменялся. Автомобилей стало немного больше. Я честно пытался сделать все фотографии с минимумом транспорта. На этом перекрёстке - не вышло.



Вид с Астраханской на здание электростанции с другой стороны.



На этом наша сегодняшняя экскурсия подошла к завершению...



Второй выпуск передачи "Гражданин города" об этом месте:



В посте использованы фотографии Германа Рассветова, Дмитрия Очкаева, сайта СТТС, сканы из книг "100 лет Саратовскому трамваю"(lj user="sarmetro"), "Конка-Трамвай-Троллейбус 1887-1987".


Tags: repost
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments