sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Книга Саратовскому трамваю 100 лет. Часть 3

Оригинал взят в ru_saratovtrans в Книга Саратовскому трамваю 100 лет. Часть 3

Предыдущая часть...

Таким образом, сменились владельцы конно-железных дорог в Саратове. Газета «Саратовский листок» 18 марта 1907 года писала: «17 марта уполномоченным Бельгийского общества представлен технический проект по устройству трамвая и электрического освещения. Проект должен быть рассмотрен в течение двух месяцев. Бельгийцы просили разрешить им работы немедленно, указывая, что в противном случае в 1907 году они не будут окончены».

Бельгийское предприятие начало свою работу не в самое благоприятное время. В 1905 году разразилась первая русская революция, повсюду бастовали рабочие и служащие, в том числе и Саратовской конно-железной дороги.




25 марта 1907 года «Саратовский листок» (ГАСО, ф. 175, ед. хр. 6) сообщил: «24 марта было временное прекращение движения конно-железной дороги, вызванное следующими обстоятельствами: с 18 марта конка перешла во владение Бельгийского общества. Служащие с понятным интересом и отчасти тревогой ждали этого дня, думая, что при новых хозяевах будет произведено значительное изменение в их быту. Однако состав служащих на линии оказался прежним, только вступил в исполнение своих обязанностей от Бельгийского общества Н. П. Лондзен... Не давая никаких инструкций, г-н Лондзен начал «искоренять» различные, на его взгляд, упущения, допуская некорректное обращение со служащими...».
Действия господина Лондзена, который лично решил взять под свой контроль работников конно-железной дороги, придирки к персоналу, пассажирам, штрафы, заставили кондукторов объединиться против подобного обращения. 24 марта кондуктора прекратили движение конки по городу, потребовав встречи с руководством. Лондзен отказался от общения с недовольными, окружив себя охраной. В конфликт пришлось вмешаться директору конки, в результате движение транспорта было восстановлено. Это было первое выступление работников конно-железной дороги за свои профессиональные права.

Следующая забастовка произошла в апреле: в Саратове из-за неурожая и безработицы сложилось исключительно тяжелое положение. В «Саратовском листке» за 26 апреля 1907 года читаем: «Забастовка конки продолжается. 22 апреля состоялось общее собрание служащих, на котором избрана комиссия из 8 человек для переговоров с правлением... на собрание явился сам директор Де Вильде и начал уговаривать служащих стать на работу, служащие категорически отказались. Также не дали никаких результатов переговоры дирекции с избранной комиссией... Эта забастовка причинила предприятию большие убытки, так как на Пасху масса гуляющей публики переполняла вагоны».

1 мая 1907 года, в день 20-летия со дня открытия конно-железных дорог, «Саратовский листок» вновь возвращается к теме забастовки на конке: «Городская управа послала Бельгийскому обществу запрос о причинах забастовки и о том, какие меры принимаются к удовлетворению служащих. Как оказывается, по точному смыслу договора между городом и владельцами конки городское управление уже теперь имеет право отобрать конку, так как для расторжения договора достаточно прекращения движения на половине всей городской сети».



6 мая саратовские газеты опубликовали постановление губернатора, в котором категорически запрещались любые собрания, торговля произ ведениями печати, картинами, карточками, но забастовщики конки не сдавались: бастующие кондуктора, кучера и ремонтные рабочие решили продолжать начатую борьбу с администрацией конки.
Тем временем велись переговоры между Думой и Бельгийской администрацией с городской управой о строительстве трамвая. В России первые трамваи уже давно функционировали: в Киеве с 1892 года, в Москве - с 1899 года. «Саратовский листок» сообщал, что городская Дума рассмотрела вопрос о вводе в эксплуатацию трамваев, но возникли разногласия по поводу направлений некоторых линий и их протяженности. Всего же намечалось построить 9 линий. Решением городской Думы от 16 мая 1907 года были учреждены следующие трамвайные линии:

1. 1-я Горная: от Астраханской до угла Никольской (совр. ул. Радищева) и Московской улиц;
2. 2-я Горная: от угла Московской и Александровской (совр. ул. Горького) улиц до угла Большой Сергиевской улицы (совр. ул. Чернышевского);
3. Московская: от железнодорожного вокзала до старого (Троицкого) собора;
4. Константиновская (совр. ул. Советская): от угла Московской и Никольской (совр. ул. Радищева) улиц до товарной станции;
5. Александровская: от Московской улицы до Александровской земской больницы (2-я горбольница);
6. Ильинская: от Верхнего базара (квартал между Радищева и Горького) до Солдатской слободки (за заводом Ленина);
7. Немецкая: от берега Волги по Армянскому взвозу (совр. ул. Волжская) до Астраханской улицы;
8. Сергиевская: от угла Большой Сергиевской (совр. ул. Чернышевского) улицы и Московской до 2-й Садовой улицы;
9. Александровская: от Московской улицы до Воскресенского кладбища.


Продолжение следует...

Часть 1
Часть 2



Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments