sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Надземка Нью-Йорка

Оригинал взят у mgsupgs в Надземка Нью-Йорка


Еще одной неотъемлемой чертой облика старого Нью-Йорка (и некоторых других американских городов) была система Elevated Railway - линии надземной железной дороги, проложенные на эстакадах над улицами и парками на высоте обычно от 3-х до 6-х этажей домов. Строительство этой системы развернулось с 1870-х годов, и к первым десятилетиям 20 века она достигла своего расцвета.


Первый легковой автомобиль в сторону Запада и Йонкерс патентного железнодорожная компания

Система появилась в 1868 году, когда в Нью-Йорке была открыта надземная (на металлических эстакадах) городская ж.-д. линия с канатной тягой, заменённая в 1871 году на паровую, а в 1890 году — на электрическую.

Loco и два длинных автомобилей в западной части RR

elevated.gif (165247 bytes)


Нью-Йорк Повышение железнодорожных

Самая ранняя из сохранившихся в составе нынешнего метрополитена секций надземных железных дорог открылась в 1885 году.



Ещё раньше, в 1863 году, открылся также действующий и поныне участок, относившийся в то время к обычной железной дороге.

Фото 1905 года. Линии Elevated Railway над Морнингсайд-Парком.jpg

Спустя несколько десятилетий, надземные линии густо покрывали Манхеттен и Бруклин (который до 1898 года являлся самостоятельным городом). Часть линий впоследствие были электрифицированы.

Нью-Йорк Надземный RR автомобилей

Сформированная в 1875 году Нью-Йоркская Комиссия по Скоростному Транспорту (New York City Rapid Transit Commission) взяла на себя контроль за строительством и работой надземных линий, управляемых частным образом.

1905 год. Угол 8-й Авеню и 110-й Стрит и эстакада Elevated Railway.jpg

"Подкосила" эту систему та же тенденция, что и пневмопочту: стремительная автомобилизация страны, с одной стороны резко уменьшившая массовый спрос на услуги Elevated Railway, а с другой - потребовавшая модернизаций автодорожной сети, особенно в мегаполисах (расширение проезжей части и т.д.)

1903 год. Толпы прохожих и покупателей у магазинов на 6-й Авеню и эстакада Elevated Railway.jpg

И все-таки метро было более безопасным видом транспорта, чем его главный конкурент — линии надземной железной дороги, строившиеся на мостах, похожих на древнеримские акведуки. Современники не испытывали большой любви к этому виду транспорта. Они были шумными и не очень безопасными...

Магазин The 14th St. Store и станция Elevated Railway на углу 6-й Авеню и 14-й Стрит - фото 1906 года .jpg



Но в первые годы 20 века Elevated Railway смотрелись весьма футуристично и добавляли общему архитектурному облику и образу города особый колорит...

Нью-Йорк, 1905 год. Станция Elevated Railway у Chatham Square - на перекрестке 7 улиц.jpg

В июне 1905 года в Нью-Йорке даже была создана комиссия, которая должна была решить, какую из железнодорожных сетей следует развивать, а какую свернуть: подземную или "возвышенную".


Было решено ликвидировать "возвышенные дороги", "потому что они отнимают на улице свет, воздух, производят шум, вообще негигиеничны и нарушают эстетику и красоту города вследствие допущения некрасивых железнодорожных построек". Узнав о решении комиссии, сотрудники "возвышенных дорог", надо полагать, упали духом и стали халатно относиться к своим обязанностям, чем только и можно объяснить нелепую трагедию, случившуюся через три месяца. Вендрих пишет: "11 сентября 1905 года на возвышенной электрической дороге Manhattan Elevated Railway случилось большое несчастье, при котором было убито десять и ранено 40 человек пассажиров.


По вине стрелочника перед проходом самого скорого электрического поезда в 7 часов утра на станции "15-й улицы" стрелка была поставлена неправильно, и поезд направлен в другой путь. Когда поезд проходил уже стрелку, стрелочник заметил свою ошибку и перевел стрелку под самым поездом, через что часть поезда пошла по одному, а другая по другому пути. Случился разрыв поезда, и второй вагон свалился с пути вниз на улицу с высоты 40 футов. Вагон был разбит, а пассажиры убиты. Третий вагон ударился о стену здания, расположенного возле пути. Вагон этот был поврежден, а многие пассажиры ранены.

1905 год. Вид на 3-ю Авеню и эстакады Elevated Railway.jpg

При падении второго вагона на улицу одно постороннее лицо, шедшее по улице, было убито, а другое ранено". Виноват тут был, конечно, не только стрелочник. Никаких защитных сооружений, мешавших падению вагона прямо на головы прохожих, просто не было предусмотрено конструкцией моста. Америка окончательно так и не рассталась с "возвышенными дорогами". Во многих городах они были просто соединены с линиями метро, и теперь поезда идут то под землей, то над землей.

Фото 1908 года - Herald Square. угол Бродвея и 34-й Стрит. Вдали виден со спины One Times Square - тот, который сейчас полностью обвешан рекламами.jpg



Так что уже с конца 1930-х годов станции и линии Elevated Railway на Манхэттене стали постепенно закрываться, а их эстакады - демонтироваться. К началу 1970-х годов процесс практически завершился, как и в остальных американских городах: старые линии Elevated Railway либо исчезли безвозвратно, либо были заменены на новые, на современном техническом уровне и занимающие меньше пространства (в частности монорельсовые).

Файл:South Station postcard front.jpg

Atlantic Avenue

В середине XX века число эстакадных линий стало снижаться: некоторые системы закрыты целиком (Ливерпуль, 1956), в других эстакадные линии заменяются подземными (Нью-Йорк).

Фото 1908 года. Линии Elevated Railway над Морнингсайд-Парком.jpg


Впрочем она частично сохранилась например в небезизвестном районе Брайтон-бич, это в Нью Йорке, ну и полностью - в Чикаго.

Эстакады в первых системах были стальными, сейчас часто заменяются железобетонными (например, в Чикаго).

Файл:Subway elevated2.jpg

И кино напоследок:



Источники:



Tags: repost
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments