sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Почему в Саратове убыточен городской транспорт?

Вопрос важный, давно назревший и так и не получивший своего ответа. Точнее, конечно, ответ у руководителей города, и самого МУПа, есть, и не один. Но этот ответ всегда кивает на вышестоящее начальство, на законы, на социальную и экономическую обстановку… ну то есть как всегда, плохому танцору… Что же происходит на самом деле? Почему в почти миллионном городе, где электротранспорт имеет развитую сеть, он не получает прибыли? Давайте по порядку.

Что у нас есть?
Есть крупный МУП «Саратовгорэлектротранс». Он стал преемником трамвайно-троллейбусного управления, который управлял электротранспортом в советское время. То есть, фактически, ничего не изменилась: была городская контора, осталась городская (муниципальная) контора.

Общая длина трамвайных маршрутов в Саратове – 142 км (по официальным данным 158,9), длина путей «туда и обратно» – около 60 км. Для сравнения длина московского путей метрополитена – 301 км, то есть всего в 4 раза больше, чем у саратовского трамвая. Если считать по длине маршрутной сети – то только в 2 раза. Однако московское метро перевезло за год почти 2,4 миллиарда пассажиров, тогда как саратовский трамвай перевёз только 50 миллионов человек. То есть 137 тысяч человек в день.

Конечно, с одной стороны кажется, нельзя сравнивать такие несравнимые вещи, как трамвай и метро. Но это только с одной стороны. Но об этом поговорим ниже.

Продолжу о том, что у нас есть. В середине декабря я решил проверить, что с регулярностью движения трамвая в Саратове: включил веб-камеру у Сенного рынка.

Суббота, 18 декабря. Трамвай 12 свернул с Танкистов на Горную в 10.21, а следующий – в 11.44.

Воскресенье, 19 декабря. Трамвай 11 со стороны Солнечного прошёл в 16.11, а следующий в 16.34. Трамвай 3 в сторону Мирного прошёл в 16.44, и в 17.20 мне надоело его ждать.

Понедельник, 20 декабря. Трамвай 12 прошёл в сторону Солнечного в 9.23, а следующий – в 9.50, а потом с 10.00.

Вторник, 21 декабря. Трамваи 11 и 12 стояли на Танкистов час. 12-й из Солнечного свернул на горную в 15.10, а следующий – в 16.10.

Я не подгадывал специально такие дни, когда всё плохо. Я просто взял наугад 4 дня и понял, что только человек в безвыходном положении будет ждать трамвай 11 или 12, чей номинальный интервал, как я понимаю, 15 минут.

И снова тут виноваты все на свете, кроме транспортного управления: невоспитанные водители, неубранный снег, медленная милиция, которая долго не приезжает на место аварии, а также, наверное, Господь наш всемогущий, что послал Саратову кары небесные.

Только одна моя ремарка: когда бы денег было по горло, любой, даже самый жадный и бездарный чиновник справился бы с работой. По-настоящему эффективность сотрудника оценивается в кризисных ситуациях. Если человек не справляется то что? Если пекарь путает соль с сахаром, то с ним делают что? Увольняют и ставят на его места другого, и другого, и следующего, пока не найдётся такой, который сделает отличный мягкий хлеб. Даже притом, что раньше по цеху бегали мыши, он найдёт способ как их оттуда выгнать.

Что нужно сделать?

Во-первых, нужны серьёзные организационные изменения. Я уверен, что поскольку сейчас «Саратовгорэлектротранс» занимается перевозками не только трамваями и троллейбусами, то нужно набраться смелости и создать на его базе «Саргортранс». Эта муниципальная или даже частная компания должна заняться централизованным управлением перевозками в городе. Измерить пассажиропоток и составить расписание так, чтобы один вид транспорта подстраховывал другой.

Во-вторых, при том, что база маршрутных такси и автобусов СГЭТ достаточно велика, нужно вводить «маршруты на замену». Это когда, например, фура перекрывает трамвайные пути в Солнечном, в течение 15 минут на линию выходит автобус (снятый, с 11 или 53), и идёт по трамвайному маршруту. И так для каждого трамвайного и троллейбусного маршрута. Такой день может принести большие убытки компании, однако график останется неизменным и люди со временем будут знать, что если трамвай должен появиться из-за угла в 15-15, он появится максимум в 15-16, а лучше минута в минуту.

В-третьих, необходимо организовать (с нуля) нормальную, понятную и современную навигационную систему на транспорте. То есть табличка с названием остановки и интервалом должна быть на каждой остановке, а не через одну. Если интервал движения больше 10 минут, нужно указать конкретно, во сколько на данной остановке появится трамвай. В будущем конечно нужно водить электронную информационную систему, когда на остановке висит табло, на котором идёт отсчёт времени до следующего вагона и появляется информация о задержке в случае таковой. Сейчас все начнут говорить, что такие вещи в Саратове обязательно развандалят. Может быть, наверное. Если за ними не ухаживать, если не смотреть, то могут. Могут даже если за ними следить. Но нельзя же ориентироваться всегда только на самое отмороженное быдло. Нельзя ставить в трамваях деревянные или пластиковые лавки только из-за того, что кожаные испортят. Портит 1 из 1000. А страдают остальные 999 человек.

В-четвёртых, надо принять и согласовать уже перспективную транспортную схему на 15-20 лет, включить туда полную реконструкцию трамвая, и начинать искать, выбивать, привлекать деньги. Всеми доступными способами.

Заключение

Перспективы у саратовского транспорта, и конкретно трамвая, безусловно есть. В Саратове не самая худшая сеть городского транспорта, мы на ступень выше таких городов, как Воронеж, Рязань, Астрахань или Архангельск. Но и скатываться ниже мы не имеем права. Надо засучить рукава и начинать работу!

И ради бога, осушите раз и навсегда лужу на трамвайных путях на повороте с Политехнической на Клочкова. Трамвайные пути от этого ПОРТЯТСЯ!


Tags: трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments