sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Трамвай №11 «Товарная станция-Волга» (1887–1964)

Оригинал взят у djhooligantk в Трамвай №11 «Товарная станция-Волга» (1887–1964)
Сегодняшним постом я решил познакомить вас с историей одного из старейших трамвайных маршрутов города, который был закрыт по глобальным меркам не так давно. Многие старожилы города видели его своими глазами и даже пользовались им когда-то... Итак, речь у нас сегодня пойдёт о маршруте до Товарной станции (Саратов-2)!

Мы познакомимся с историей этого маршрута, узнаем об изменениях схемы его движения, побываем в местах, где он когда-то ходил и попытаемся обнаружить там остатки его жизнедеятельности.


1 мая 1887 года была открыта конка в Саратове (на картинке неправильная дата). Уже в проекте конки была запланирована линия до Товарной станции (ныне Саратов-2). Поэтому годом рождения этого маршрута мы будем считать именно 1887-й.



Однако, согласно одной из старых карт сначала появилась ветка конки до Народного театра (проектом конки даже не предусмотренная), а потом уже и ветка до товарной станции. Маршрут линии начинался у здания биржи (Радищева/Московская). Оттуда лошади тянули вагоны по улицам: Никольской (Радищева), Константиновской (Советской), Астраханской до Товарной станции. Конечная конки у Биржи на улице Никольской (ныне Радищева):



Конечная маршрута располагалась в этих местах - товарная станция. Тогда ещё – окраины Саратова.



А вот и сама конечная маршрута. Лошадям, в отличие от моторных вагонов, после каждого рейса нужно было поесть и отдохнуть. Когда-то эта площадь называлась Ямской. Но вскоре паровозы вытеснили службу ямщиков, так же как и трамваи вытеснили конку.



В 1907 году, в последний год перед запуском трамваев линия конки выглядела вот так. Обратите внимание, что конка ехала прямо через Полтавскую площадь (ныне - Детский парк), а ветка к народному театру ещё существовала.



25 июня 1909 года официально открылась Константиновская линия трамвая. На этой карте 1910 года я красным обозначил маршрут линии. Отличие в том, что трамвай ходит по периметру Полтавской площади. А ветку к Народному театру электрифицировать не стали.



Согласно схемам начиная с 1927 года на конечной у товарной станции было построено внушительных размеров кольцо, видимо для отстоя вагонов. Обратите внимание, что трамвай пересекал железную дорогу (о этой ж/д ветке в 2012 будет отдельный большой репортаж)



Рядом с этим местом до сих пор можно обнаружить выпиленные столбы и проследить по ним ход бывшей линии.



Но есть столбы которые до сих пор стоят на своих прежних местах. Трамвай ходил как раз там, где сейчас находится автостоянка. На этой фотографии видно 3 старых столба.



Более того, на них до сих пор болтаются старые растяжки для контактной сети, подвязанные снизу.



Вид по Астраханской в сторону товарной станции. Столбы сейчас используются для удержания контактной сети троллейбусов, обратите внимание как далеко от дороги они располагаются!



После пересечения с Шелковичной в сторону Детского парка столбы выпилены, т.к. троллейбусы тут не ездят. И обратите внимание сколько осталось пространства.



Ну а это вид от Детского парка в сторону Астраханской. Тут трамваи 9,10 сворачивают на Слонова, а раньше они доезжали до следующего перекрёстка вместе с 11 маршрутом. 9 и 10 поворачивали на Рабочую, а 11-й ехал дальше до товарной станции.



Если бы этот маршрут ходил до сих пор, то это выглядело бы так:

ул.

Советская сейчас и Константиновская 100 лет назад. Именно этот исторический участок, открытый ещё в 1880-х хотят уничтожить власти города в 2012 году.



После гражданской войны, когда трамвайной движение было восстановлено, наш трамвай заимел номер 5 и к Астраханской от Радищева стал добираться по улицам Республики (пр.Кирова) и Михайловской (Вавилова). Обратно – по старой схеме. Когда в 1935 произошло глобальное изменение трамвайной сети, маршрут стал 11-м и изменил схему. Теперь линия стала называться Советской и была продлена от Радищева по улице Ленина (Московской) до Музейной площади. Изменилась и схема движения по центру города: от товарной станции трамвай шёл по прежней схеме до улицы Чапаева, откуда следовал до кольца на Музейной площади вместе с 1 маршрутом (по Чапаева, Ленина). Обратно 11-й маршрут шёл по Ленина, Чапаева, Митрофановской площади, Михайловской (Вавилова) на Астраханскую.



Так что вполне возможно, что на этой фотографии улицы Ленина сфотографирован не 14 или 1, а 11 трамвай.



К концу 1951 года трамвайные пути, а вместе с ними и маршруты, с улицы Ленина были перенесены на параллельные ей улицы Кутякова и Челюскинцев. На снимке: трамвай 11-го маршрута «Товарная станция – Волга» пересекает ул. Ленина (Московскую) по ул. Чапаева (кликабельно):



По Чапаева трамваи теперь доезжали до Кутякова, а по Кутякова, доехав до улицы Радищева, делали небольшой крюк, встраиваясь в улицу Челюскинцев (прямо по направлению взгляда на этот снимок).



Возможно, что этот старый столб стоит тут с тех самых времён.



Маршруты 1,11 и 14 продолжали своё движение по улице Челюскинцев до Чернышевского, где трамваи делали разворот по улицам Валовой, Мичурина и возвращались на Челюскинцев.



Перекрёсток Челюскинцев (прямо) и Мичурина (справа), откуда трамваи возвращались на линию.



В конце 1958 года троллейбус №3 был продлён от 1 советской больницы по Шелковичной до Астраханской, затем по линии 11 маршрута и далее до стадиона "Труд" (ныне "Спартак"). В городе продолжалась плановая замена трамваев на троллейбусы... И 1 августа 1964 года 11-й маршрут был закрыт. Линия по Астраханской от Рабочей до товарной станции – демонтирована. Оставшаяся часть линии использовалась другими трамвайными маршрутами. До конца 1980-х годов к другой конечной ездил 1 маршрут. Правда в конце 1972 года его сократили на целый квартал и кольцо от Челюскинцев стало не заканчиваться, а начинаться от этого угла, показанного на снимке.

БОНУС (что случилось с другой конечной): С 1973 года трамвай №1, сворачивая с Челюскинцев, доезжал по Мичурина до небольшой улочки Рамаева. Тут, на повороте под асфальтом, до сих пор сохранились рельсы!



Далее он ехал по этой улочке до следующего перекрёстка.



Оглядимся. И сразу обнаружим столб с растяжкой.



За ним – один из заброшенных долгостроев.



Ну а теперь, давайте пройдём через забор, выросший на этой, недавно ещё трамвайной улице.



И тут мы обнаружим один из первых, а судя по краеведческим порталам, самый первый электрический столб в Саратове.



У столба довольно необычная форма, в сравнении с другими столбами-старожилами города.



На столбе до сих пор висят растяжки для контактной сети трамвая.



Пройдём дальше по этой узкой улочке (и как тут трамваи КТМ-5 проезжали!). Видите оба столба, через которые была подвешена контактная сеть?



Проходим дальше – растяжки контактной сети всё ещё болтаются на столбах, которые теперь никакой функции не выполняют.



И вот мы дошли до улицы Северной. Здесь трамвай снова поворачивал налево, чтобы по Северной доехать до улицы Челюскинцев. Снова столб с растяжкой.



Повернувшись по ходу направления заворота трамвая мы увидим, что и здание военкомата Волжского района тут пристроено скошено, специально чтобы трамвай мог спокойно проехать эту кривую.



Вот тут трамвай выворачивал с Рамаева на Северную.



И по Северной ехал к Челюскинцев (на нас). По правой стороне дороги - столбы-артефакты.



В конце 1980-х линия на Челюскинцев перестали использоваться, а трамвай №1 стал оборачиваться на Радищева. Рельсы участка были демонтированы в начале 90х. В конце 1997 был закрыт и 1 маршрут. Демонтированы рельсы на улице Чапаева. Если в 2012 произойдёт обещанное уничтожение трамвайной ветки в Мирном переулке, то уберут рельсы и с улиц Вавилова и Советской. В итоге от трамвайного маршрута Советской линии практически ничего не останется. djhooligantk, специально для ru_saratovtrans

Tags: ru_saratovtrans
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments