sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Транспортно-пересадочный интермодальный комплекс Placa de Espanya

Итак, первый пост о поездке на Балеарские острова по просьбе читателей начну с рассказа об интермодальном пересадочном комплексе Placa de Espanya в городе Palma.



Для начала поясню, что такое интермодальный комплекс. Хотя, думаю, интуитивно это понятно – место пересадки, которое объединяет под одной крышей различные виды транспорта.

В случае центра столицы Балеарских островов – Пальмы – это пригородные автобусы, пригородные электрички и станция метро. Что-то подобное было построено в 70-х годах в Саратове, когда были объединены железнодорожный вокзал (дальнее следование и пригород), автовокзал и пригородные автобусы (на площади Дзержинского – сегодня это Привокзальная площадь). По тем временам это было очень продвинутое решение, да и откровенно говоря, сегодня тоже такой подход считается актуальным, не во всех городах существуют подобные комплексы.

Основным их смыслом является удобство и как можно большая простота пересадки между различными видами транспорта, или маршрутами одного вида. Итак, начнём с истории.

Пальма исторически сложена так, что на площади Испании существовал пересадочный центр. Сюда приходят почти все городские автобусные маршруты, пригородные маршруты, а также здесь существовал вокзал. Старых фотографий этого места не очень много, но что-то удалось найти в интернете. Перестройка началась ещё в 1999 году, а закончен весь комплекс был только в 2007 – через 8 лет. Сегодня комплекс располагается на трёх подземных этажах.

Вот самая старая фотография вокзала, которую мне удалось найти – 1950-й год

estacio1950

Дальняя сторона этого прямоугольного пространства и есть площадь Испании, где находился вокзальный комплекс и посадочные платформы. Вот схема размещения объектов в то время:

palma 1940

К 90-м годам всё давно привели в порядок, проход от вокзала к перронам обрёл прозрачные крыши чтобы мог укрыть от дождя или от солнца. Реконструкция 90-х осталась на этой фотографии:

palma1990

Комплекс стал выглядеть так:

parcestacions

Да, деревья уже росли прямо около железнодорожных путей, и место стало называться Parc de ses Estacions – парк вокзалов. Выглядеть стало очень мило. А учитывая, что полгода на острове держится температура выше +30, появилась ещё и так необходимая тень. Фото 1996 года:

palma 1996

Фот 1998 года

palma 1998

И 1999 года, перед самым началом реконструкции

palma 1999

Пригородные автобусы отходили отсюда же, с южного угла площади

Ses Estaciones_01

В последний год минувшего тысячелетия наконец было принято решение о строительстве в Пальме линии метрополитена. Первой станцией в центре Пальмы решили сделать площадь Испании, где, как я уже писал ранее, сходятся все транспортные потоки не только города, но и всего главного острова архипелага – Майорки.

Поскольку всё равно приходилось вести на площади подземные работы, было принято совместить все виды транспорта в едином комплексе. И закипела работа. Предстояло демонтировать всё, что если на огромном пространстве, не прерывая работу транспорта острова, и провести подземные работы для подключения существующих коммуникаций к новому комплексу. Опыт таких работ на острове был очень небольшой, работа велась с трудом, и проблемы с метрополитеном (о котором речь пойдёт в следующих постах) существуют до сих пор.

Масштаб можно оценить по этой фотографии

parc-de-ses-estacions-parque-de-las-estaciones-palma-mallorca_1995

Площадь напоминает Центральный парк в Нью-Йорке, однако она всё-таки намного меньше.

Ses Estaciones_04_1999

Ses Estaciones_05_1999

Ses Estaciones_08_1999

Ses Estaciones_02

Ses Estaciones_03

Сегодня на месте огромного и страшного вокзального комплекса находится милый зелёный парк с фонтанами и с остатком конструкций, которые укрывали ожидающих поезда пассажиров вот дождя. Преемственность того, что было и того, что есть, налицо.

santihernan
Фото: santihernan, google.com

fotofitti
Фото: fotofitti, google.com.

Из самих вокзальных зданий сделали кафешки. Не особо уютные, то история зданий тоже улавливается. Называется кафе тоже Ses Estacions.

DSC01246

И тут же, между зданиями бывшего вокзала находится вход в пересадочный комплекс.

DSC01246_2

Итак, спускаемся на уровень –1

DSC01365

Здесь мы попадаем а подземный вестибюль и сразу перед собой видим вход в железнодорожную часть – турникеты и спуск на уровень –2 к пригородным поездам (до Inca и Alcudia) и метро до UIB (университет Балеарских островов).

DSC01366

В вестибюле висят схемы и расписания всего транспорта, навигация, автоматы по продаже билетов (и кстати, ни одного кассира), окошко информации и несколько кафешек где можно удобно подождать своего автобуса или поезда в прохладе.

DSC01397

DSC01372

DSC01371

Если пройти мимо стойки информации влево, то мы увидим прокат велосипедов и ещё один спуск на уровень –2, к пригородным автобусам.

DSC01373

Спустимся вниз и посмотрим одним глазком что там (полный рассказ будет позднее, когда вы сами захотите узнать про пригородные автобусы =)  )

DSC01379

Тут же, за окошком видна станция электричек и метро, вход в которую был ранее

DSC01389

Добавлю только, что ещё существует уровень –3, на котором располагается паркинг. Количество мест найти не получилось, но я полагаю, что их достаточно, так как входов в паркинг с улицы я начитал не менее 7-8 только с площади Испании.

На улице, кстати, въезды в паркинг и для пригородных автобусов выглядят так, прямо посередине улицы.

DSC01114

Вот такой интермодальный комплекс находится в самом центре 400-тысячного города Пальма на испанских Балеарских островах. Не сказал бы, что трафик на улицах очень плотный, хотя улицы в городе крайне узкие. Из особенностей можно выделить одну улицу, прямо по которой идёт поезд... прямо посередине. И основная особенность – что все улицы чётко делятся городские и магистральные, проходящие по городу. На магистралях ходит общественный транспорт, но нет остановок. А городские улицы никто не расширяет. Парковка на центральных улицах города строго запрещена (какой штраф не знаю), машины можно увидеть только во двориках или на совсем узких улочках спальных райончиков.

Но остальные рассказы будут в следующих постах.

В комментах вы можете оставить свои пожелания по следующим материалам:

  • Автобусная сеть столицы острова Пальмы

  • Пригородная автобусная сеть острова Майорка

  • Метро города Пальма с пригородными электричками

  • Историческая железная дорога Пальма – Соллер (Soller) (Tren)

  • Исторический же трамвай Соллер (Soller) – Порт Соллер (Port de Soller) (Tranvia)


А пока – хороших выходных, жду фидбека =)

Tags: Майорка, транспорт
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments