sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Самая старая трамвайная остановка в Москве!

Оригинал взят у varlamov.ru в Самая старая трамвайная остановка в Москве!


Встречайте, уникальная трамвайная остановка! Жемчужина трамвайного мира Москвы, о которой мало кто знает! Вокруг истории этого павильона до сих пор не утихают споры. Когда он был построен?

В журнале «Наука и жизнь» (№ 4 за 1989) в статье Н.М.Семёнова можно прочитать:

«…Статуса «памятника промышленной архитектуры» заслуживает, например, сохранившийся в единственном числе остановочный павильон прошлого века в Красностуденческом проезде…».

Через несколько лет в той же «Науке и жизни» (№ 7 за 1997) А.Рогачёв пишет:

«…У остановки «Красностуденческий проезд» стоит старый павильон. Согласно преданию – это единственный сохранившийся в Москве остановочный павильон парового трамвая. На самом деле всё оказалось сложнее – подобные постройки (правда, переделанные) сохранились и в других местах – у Новодевичьего монастыря, у станции метро «Войковская»…»

И наконец, самое интересное пишет газета «Московский транспортник» (24 апреля 1941 г.) в статье «Павильоны для пассажиров»:

«На трамвайной линии, что идёт по Ногатинскому шоссе, закончено сооружение 4-х пассажирских павильонов для ожидания. Павильоны построены по эскизу, утверждённому отделом внешнего благоустройства и оформления г. Москвы и представляют собой красивые сооружения. Такой же павильон построен по просьбе коллектива Тимирязевской сельскохозяйственной академии и на остановке «Красностуденческий проезд» в направлении к Михалкову»

Одни говорят, что павильон был построен в 1926 году, архитектором Шервинским. Другие приводят более красивые истории, что построен он был чуть ли не в 1886 году! Когда здесь провели линию парового трамвая, или, как его ласково называли, паровичка. Позже, в 20-х годах прошлого века, когда на смену паровичку пришел электрический трамвай остановку перестроили, но не сильно. Постройке добавили кжестяные элементы — зубцы, коней на крыше и поменяли деревянные решетки на металлические.

Дальнейшая судьба павильона печальна…



Но, обо всем по порядку.

01. Кстати, на этом маршруте трамвая работал кондуктором Константин Паустовский, он не раз отмечал в своих воспоминаниях красоту и легкость павильонов.


02. До войны здесь была деревня. Это вид из дома №15 в сторону Нового шоссе. Слева дом №3 по Иваноскому пер. (ныне часть улицы Дубки) - бывшая дача педагога Ларисы Людвиговны Ларме. Справа - бывшая дача (дом №1 по переулку) дворянки - Марии Павловны Месснер. Чуть правее центра за деревьями виднеется наша остановка!


03. Петровское-Разумовское, начало 50-х годов прошлого века. Деревня )


04. Конец 60-х. Окна в центре уже забиты фанерой и закрашены.


05. А раньше здесь продавали мороженное.


06. Еще целы боковые витражи.


07. А потом павильон сгорел.


08. В начале 90-х его восстановили. От старого оригинального здания остались металлические колонны и решетка в нижней части. Всё остальное было кое-как восстановлено.


09. Сегодня павильон вот в таком состоянии. Кроме решетки, оной колонны и общих габаритов, ничто не напоминает о былой красоте.


10. В местах ожидания пассажиров открыли ремонт обуви и ларек.


11. Все переделали для удобства новых арендаторов.


12. Сзади еще есть старые элементы.


13. В последний год ходят слухи, что павильон хотят и вовсе снести. Мосгортрансу проще поставить здесь обычную остановку, чем восстановить историческое здание.


14. Кстати, есть еще один такой павильон, около метро Войковская, но он в еще более ужасном состоянии.


В любом нормальном городе этот уникальный павильон восстановили бы и гордились им. Это же уникальный памятник транспортной архитектуры. С другой стороны, в Мосгортрансе сидят такие же люди, как и мы с вами. Им так же наплевать на историю. Сколько таких павильонов, сколько памятников истории и культуры уничтожили в Москвы за последние годы? Уверен, если завтра на Красностуденческий проезд приедет бульдозер и начнет крушить трамвайную остановку, никто даже не заметит. Ну, возмутятся несколько активистов Архнадзора, напишут несколько постов блогеры и все, через неделю забудут. И вот это безразличие расстраивает сильнее, чем возможная гибель этого уникального павильона.

Кто будет любить свой город, если не вы?


Tags: repost, Москва, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments