sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Самая старая трамвайная остановка в Москве!

Оригинал взят у varlamov.ru в Самая старая трамвайная остановка в Москве!


Встречайте, уникальная трамвайная остановка! Жемчужина трамвайного мира Москвы, о которой мало кто знает! Вокруг истории этого павильона до сих пор не утихают споры. Когда он был построен?

В журнале «Наука и жизнь» (№ 4 за 1989) в статье Н.М.Семёнова можно прочитать:

«…Статуса «памятника промышленной архитектуры» заслуживает, например, сохранившийся в единственном числе остановочный павильон прошлого века в Красностуденческом проезде…».

Через несколько лет в той же «Науке и жизни» (№ 7 за 1997) А.Рогачёв пишет:

«…У остановки «Красностуденческий проезд» стоит старый павильон. Согласно преданию – это единственный сохранившийся в Москве остановочный павильон парового трамвая. На самом деле всё оказалось сложнее – подобные постройки (правда, переделанные) сохранились и в других местах – у Новодевичьего монастыря, у станции метро «Войковская»…»

И наконец, самое интересное пишет газета «Московский транспортник» (24 апреля 1941 г.) в статье «Павильоны для пассажиров»:

«На трамвайной линии, что идёт по Ногатинскому шоссе, закончено сооружение 4-х пассажирских павильонов для ожидания. Павильоны построены по эскизу, утверждённому отделом внешнего благоустройства и оформления г. Москвы и представляют собой красивые сооружения. Такой же павильон построен по просьбе коллектива Тимирязевской сельскохозяйственной академии и на остановке «Красностуденческий проезд» в направлении к Михалкову»

Одни говорят, что павильон был построен в 1926 году, архитектором Шервинским. Другие приводят более красивые истории, что построен он был чуть ли не в 1886 году! Когда здесь провели линию парового трамвая, или, как его ласково называли, паровичка. Позже, в 20-х годах прошлого века, когда на смену паровичку пришел электрический трамвай остановку перестроили, но не сильно. Постройке добавили кжестяные элементы — зубцы, коней на крыше и поменяли деревянные решетки на металлические.

Дальнейшая судьба павильона печальна…



Но, обо всем по порядку.

01. Кстати, на этом маршруте трамвая работал кондуктором Константин Паустовский, он не раз отмечал в своих воспоминаниях красоту и легкость павильонов.


02. До войны здесь была деревня. Это вид из дома №15 в сторону Нового шоссе. Слева дом №3 по Иваноскому пер. (ныне часть улицы Дубки) - бывшая дача педагога Ларисы Людвиговны Ларме. Справа - бывшая дача (дом №1 по переулку) дворянки - Марии Павловны Месснер. Чуть правее центра за деревьями виднеется наша остановка!


03. Петровское-Разумовское, начало 50-х годов прошлого века. Деревня )


04. Конец 60-х. Окна в центре уже забиты фанерой и закрашены.


05. А раньше здесь продавали мороженное.


06. Еще целы боковые витражи.


07. А потом павильон сгорел.


08. В начале 90-х его восстановили. От старого оригинального здания остались металлические колонны и решетка в нижней части. Всё остальное было кое-как восстановлено.


09. Сегодня павильон вот в таком состоянии. Кроме решетки, оной колонны и общих габаритов, ничто не напоминает о былой красоте.


10. В местах ожидания пассажиров открыли ремонт обуви и ларек.


11. Все переделали для удобства новых арендаторов.


12. Сзади еще есть старые элементы.


13. В последний год ходят слухи, что павильон хотят и вовсе снести. Мосгортрансу проще поставить здесь обычную остановку, чем восстановить историческое здание.


14. Кстати, есть еще один такой павильон, около метро Войковская, но он в еще более ужасном состоянии.


В любом нормальном городе этот уникальный павильон восстановили бы и гордились им. Это же уникальный памятник транспортной архитектуры. С другой стороны, в Мосгортрансе сидят такие же люди, как и мы с вами. Им так же наплевать на историю. Сколько таких павильонов, сколько памятников истории и культуры уничтожили в Москвы за последние годы? Уверен, если завтра на Красностуденческий проезд приедет бульдозер и начнет крушить трамвайную остановку, никто даже не заметит. Ну, возмутятся несколько активистов Архнадзора, напишут несколько постов блогеры и все, через неделю забудут. И вот это безразличие расстраивает сильнее, чем возможная гибель этого уникального павильона.

Кто будет любить свой город, если не вы?


Tags: repost, Москва, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments