sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Дай мильярд!

Тема убогости саратовского транспорта не перестаёт тревожить и смущать общественность города. Звучит это немного напыщенно, однако наверное всякому, к кому приезжали гости из других городов и кто передвигается на общественном транспорте хоть раз, да было стыдно за то, на чём ездят саратовцы. Трамваи гремят, автобусы коптят, маршрутки... тут и говорить нечего, троллейбусы – единственный транспорт, который вызывает меньше всего нареканий.

На все вопросы о том, почему у нас такой транспорт, мэрия неуклонно отвечает, что, мол, денег у нас нет, бедные мы несчастные.

И все принимают это как должное, как причину, с которой ну никак не справиться. Фраза «нет денег», наглухо застряла в нашем культурном коде. Равно как и сочетание «приходится пользоваться общественным транспортом» в противовес «повезло иметь личный транспорт».

А если начать мыслить более широко, то возникает резонный вопрос: а почему мы так считаем?

Для начала давайте сравним бюджеты разных крупных и мелких (соседних) городов России по доходной и расходной части бюджетов. Данные могут отличаться от сегодняшних на доли процента, однако порядок точный.

Бюджет-Саратова-2013_1

Тут сразу развеивается миф о богатейшей Казани, Самаре и Волгограде: бюджеты этих городов не намного больше саратовского. Какие города действительно преуспевают (не считая столиц), так это Екатеринбург, Краснодар, Ростов на Дону и Пермь (чьи бюджеты превышают 20 миллионов).

Города от Владивостока до Казани имеют бюджеты в пределах 10-15 миллионов. Среди этих городов Казань и Самара строят метро (с разными успехами и разным уровнем федерального софинансирования), а Волгоград – подземный метротрам. Немного забегая вперёд хочется сказать, что весь бюджет Тамбова всего в 2 раза больше, чем траты саратовской администрации на себя, то есть на административные нужды.

Итак, как же пополняется саратовский бюджет? Откуда берутся эти 11,1 миллиард рублей?

Бюджет-Саратова-2013_2

42% – это простой обычный НДФЛ. То есть увеличение этой цифры прямо зависит от количества работающих по-белому резидентов области. 20% (более 2,2 млрд рублей) даёт Саратовская область на школы и садики. Безвозмездно. То есть даром. Если не эти деньги – бюджет был бы менее 9 миллиардов.

Налог на имущество – ещё 12% доходов. Всего от налогов мы получаем 70% нашего городского бюджета. То есть увеличение количества работающих людей, предпринимателей и больших компаний с большим количеством сотрудников прямо послужит увеличению бюджета города. Заявления мэрии, что Москва отнимает наши деньги никак не соотносится с тем, что от НДФЛ в городе остаётся закреплённый, единый по всей стране процент.

Теперь давайте посмотрим, на что тратятся эти деньги в городе.

Бюджет-Саратова-2013_3

Самые большие траты идут, как мы видим, на общее и дошкольное образование. Но не забываем, что из почти 40 процентов половину даёт область именно на это.

Следующая самая большая трата после образования – деятельность всех видов власти на территории города. На это мы с вами тратим почти 15% бюджета. Вдумайтесь: из 12 миллиардов 1,75 идут на то, чтобы правильно распределить эти 12 миллиардов. Нормально так?..

12,3% – дорожные фонды. То есть другими словами (я сейчас перехожу на крайности) фактически дотации автомобилистам на то, чтобы стимулировать их пользоваться личными автомобилями. На ЖКХ тратим 6,8%, на социалку – 4,8%. После всего остального на городской транспорт остаётся только 215,5 миллионов рублей, то есть 1,8% от бюджета. На трамвай, на троллейбус, на трамвай, на введение проездных, на введение ГЛОНАСС, на новый подвижной состав, пути и контактную сеть.

Чтобы городской транспорт мог более-менее свободно дышать, в него нужно вкладывать минимум 1 миллиард рублей в год. Это предварительные подсчёты, потом я рассажу из чего они состоят.

Итак, как нам найти миллиард на транспорт?

Вариант 1. Неприятный.

Бюджет-Саратова-2013_4

Чтобы стимулировать людей пользоваться общественным транспортом и после его улучшения дестимулировать пользование личным, нужно разделить траты на транспорт и дороги пропорционально количеству людей, которые пользуются общественным и личным транспортом с, небольшим перевесом в сторону общественного, так как он положительно влияет и на другие аспекты экономики и экологии города.

Слабая сторона в том, что бОльшая часть общественного транспорта также использует дороги общего назначения. Дороги также важны в экономике города и без них в общем и целом никуда.

Вариант 2. Популистский.

Бюджет-Саратова-2013_5

Расходы на обслуживание органов власти в Саратове невероятно, катастрофически завышены. Весь Тамбов (как я уже говорил вначале) живёт на 3 миллиарда. Там есть все те же органы власти, есть районные администрации (правда их 4, а не 6)... в чем разница – лично я не вижу. Этот вариант мне нравится, но многие могут сказать, что урезание затрат на власть – это популизм. Младшие работники администраций, МУПов и канцелярий получают очень скромные деньги, поэтому им покажется, что урезать ниже уже некуда. Однако расходы просто огромные. Тут нужно не голословно, а с калькулятором сидеть и смотреть, куда тратятся почти 2 бюджетных миллиарда в год.

Вариант 3. Капиталистический.

Бюджет-Саратова-2013_6

Данный вариант мне нравится больше всего. Заключается он в следующем: чтобы больше потратить надо больше заработать. Это решение самое очевидное, но почему-то вызывает ответную реакцию: «это невозможно». Вспомним структуру доходов города из второй диаграммы: НДФЛ даёт самый большой процент доходов бюджета. А значит, его нужно ещё увеличивать. Нужно делать всё, чтобы предприниматели с радостью открывали новые фирмы, кафе, магазины, предприятия. А что для этого нужно? Просто не мешать. Не долбить проверками, не вымогать взятку за продление разрешения на предпринимательство, не строить преграды, а всячески помогать этим людям. Нужно открывать бизнес-инкубаторы, бизнес-парки. Допускать большой бизнес в Саратов (вспомним, сколько у нас уже не может построиться Ikea)...

К тому же огромные деньги сегодня крутятся в сфере транспорта – по разным оценкам – тот же необходимый нам миллиард рублей. Тупо в чёрном нале. Билетик не брали в автобусе? Не требовали, чтобы развивался муниципальный транспорт (сотрудники которого платят НДФЛ, а частные водители автобусов и маршруток – нет)? Не настаивали на введении проездных билетов на все виды транспорта и безналичную оплату проезда? Ну раз мы не требуем, то получаем допотопные автобусы и трамваи, разбитые пути.

Куда же тратить всю эту красоту?

Напоминаю, это только мои предложения, которые можно и нужно дополнительно обсудить, просчитать. Но порядок сумм уже виден из этой структуры.

Бюджет-Саратова-2013_7

За 5 лет мы получаем:
– 50 низкопольных сочленённых вагона (10 в год, при стоимости вагона 40 миллионов рублей) или 133 вагона типа КТМ-23 (при стоимости в 15 миллионов рублей).
– 1,5 миллиарда на строительство первых 15 километров скоростного трамвая. При выделении денег из местного бюджета, Москва софинансирует стройки метро или скоростного трамвая, то есть можно рассчитывать в лучшем случае и на 30 километров полноценного метротрама (по 100 миллионов за километр).
– Обновление парка автобусов и маршруток (в нынешних темпах).

Как вам сценарий?

Tags: бюджетные истории
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments