sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

История и трагический финал трамвайных маршрутоуказателей в Саратове

Маршрутоуказатели – это так сказать моё хобби внутри хобби. Любимая часть увлечения общественным транспортом. Такая слабая сторона, которая вызывает всегда самый большой интерес. И тем больнее осознавать,что в Саратове наплевательски относятся как ко всему транспорту, так и конкретно к его маршрутоуказателям. Не всегда, а особенно в последнее время, конечно.

Ну, отрисовать все у меня, конечно, получится не скоро, да и дело это такое... ювелирное. Нужно чтобы изображения исторических саратовских маршрутоуказателей были в отличном разрешении... тут ведь такая история – фотографий саратовского трамвая – миллион. Таких, чтобы видно было номер или названия линий (когда-то номера линий были условными, а главное было её название – как сегодня в метро) – ну навряд ли больше десятка.

tram_vp

Итак, давайте посмотрим, какие были и есть маршрутоуказатели у саратовского трамвая за всю его историю (конечно, в коллекции огромное количество пробелов, которые я буду стараться заполнять).

Маршрут №1.

Маршрут №1 (1-й Горный)

tram01_1_350

[фото полностью]tram01_1

Едва различимый маршрутоуказатель на трамвае, стоящем на Музейной площади. Стандартный в 50-е годы и эстетически аккуратный.

tram01_2_350

[фото полностью]tram01_2

Позднее появились такие, с вариантом фамилии «Ордженикидзе».
tram01_3_350

[фото полностью]tram01_3
В 80-х годах маршрутоуказатели изменились на такие, сделанные на основе нового трафарета.

tram01_4_530 tram01_4_530_2

[фото полностью]tram01_4

Вариация, с более жирной единичкой (в начале 1990-х)

tram01_5_530

[фото полностью]tram01_5

А когда появились КТМ-8 (1993-1995 годы) в раскраске предприятия Sovhenk – им сделали модные, почти германские маршрутоуказатели. На мой взгляд, это до сих пор самое достойное, что было у нашего трамвая.

tram01_6_350 tram01_6_350_2

[фото полностью]tram01_6

В целом, маршрутоуказатели можно разделить на эпохи:

Самые ранние

tram02_1_350 tram08_1_350 tram10_1_350

Послевоенные (очень аккуратные и красивые)
tram10_2_350

Классические (хрущёвских времён)

tram03_1_350 tram05_1_350 tram01_3_350

На вагоне Gotha 13-го маршрута был такой указатель (почти неразличим):

tram13_1_350

В советские (брежневские) годы продолжался поиск своего стиля маршрутоуказателя

tram03_3_350 tram15_1_350 tram15_2_350

И наконец, пришли золотые годы. Все маршруты получили единообразные, аккуратные, сделанные по трафарету маршрутоуказатели. На них и сегодня не стыдно ориентироваться чтобы идти дальше сохраняя преемственность. Вот все, какие мне удалось найти (с вариантами):

tram02_2_350 tram03_4_350 tram03_5_350

tram03a_1_350 tram04_1_350 tram05_2_350

tram06_2_350 tram06_3_350 tram07_1_350

tram08_2_350 tram09_1_350 tram09_2_350

tram09_3_350 tram09_5_350 tram10_3_350

tram10_4_350 tram11_2_350 tram11_3_350

tram11_4_350 tram12_1_350 tram15_3_350

tram15_4_350

В 2000-х годах был взят курс на обновление. Вместо продуманных ручных трафаретов появились маршрутоуказатели сделанные оракалом с использованием стандартных шрифтов Windows, Страх и позорище, недостойное нашего исторического трамвая. Шрифты в добавок ко всему были ещё и искажены...

Заводское депо:

tram02_3_530 tram05_3_350 tram07_2_350

tram08_3_350 tram89_1_350 tram09_6_350

tram10_5_350

Кировское депо:

tram03_6_350 tram06_4_350 tram11_5_350

tram12_2_350

Каким-то образом поняв, что шрифт Impact – это позор, таблички снова поменяли. Но от этого они не стали лучше. Impact заменили на ещё более позорный Arial. Вот что делается на трамваях сегодня:

Заводское депо:

tram08_4_350 tram09_7_350 tram10_6_350

Кировское депо (я появлением Caps Lock нас, товарищи!):

tram03_7_350 tram04_2_350 tram06_5_350

tram11_6_350

Мы много раз предлагали свои варианты маршрутоуказателей или предлагали объявить конкурс среди дизайнеров-шрифтовиков. В Саратове есть такие и есть желающие поучаствовать. Но до сих пор на улицах мы видим то, что видим.

Наши предложения.

Вариант 1. Преемственность от маршрутоуказателей трамвайных маршрутов №1 и 15.

navi1

Вариант 2. Отсылка к схемам, размещённым в вагонах:

navi2

Будем пытаться пробивать эту тему на ровне с остальными)

Tags: история, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 22 comments