sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Проект скоростного трамвая Саратова. Критика

На этой неделе мне удалось встретиться с заместителем главы администрации Саратова Дмитрием Федотовым и поговорить по поводу проекта скоростного трамвая, который был предложен на суд общественности.

В целом я высказал мнение, что идея создания скоростной транспортной системы в городе – отличная. Мэрии можно поставить отличную оценку за правильную расстановку приоритетов в этом направлении. Несмотря на то, что я не привык хвалить городскую администрацию, нынешний подход мне показался очень прагматичным и здравым.

Проект не только создавался транспортниками, его ещё и обсуждают с экспертами и общественниками, такими как портал «Сарметро». Вот схематичное изображение предложений администрации по общей схеме развития транспорта до 2025 года (которое я сделал для журнала «Общественное мнение»):

Предложение мэрии по трамваю
Предметы критики с пояснением:

1. Сегодня предлагается связать маршруты 3+9 и 10+11. Это необходимо изменить на 3+10 и 9+11.

Untitled-1

Структура распределения пассажиропотока в течение дня на маршрутах различна: на «тройке» есть явные часы-пик, однако в течение дня ей пользуется также значительное число людей. У «девятки» ярко выраженная маятниковая структура: утром поток в центр, вечером – в Заводской. Днём на маршруте мало пассажиров. Если связать эти маршруты, то получится, что либо днём на длинном девятом маршруте будет переизбыток вагонов (а значит, лишние затраты), либо если эти вагоны убрать, что дефицит вагонов на северном радиусе. С другой стороны, структура загруженности маршрутов 9 и 11 более сходная. «Десятка» – это тоже не лучший выход для южного радиуса большой 3-ки, однако маршрут 10-ки намного короче, поэтому будет возможность получить меньшие потери. К тому же если маршрут 9-11 будет ослаблен в середине дня, 3-10 сможет получить дополнительных пассажиров за счёт студентов СГТУ.

2. Демонтаж линии на улице Кутякова. Необходимо не удалить данную линию, а наоборот, продлить, либо заменить на другой центральный участок.

Untitled-2

Пешеходная доступность станций для крупных городов проектируется из расчёта 500 метров. При проектировании скоростного трамвая в нынешнем виде получается, что почти ни одно место притяжения пассажиров в центре Саратова не охватывается данной системой. До большинства мест нужно делать дополнительную пересадку. Получается, что строительство всей системы и, соответственно, вложение больших денег может обернуться потерей этих денег, поскольку люди снова будут выбирать другие виды транспорта, на которых можно не совершать пересадок. Если по центральным участкам будет запущен автобус, даже если пересадка на него не будет оплачиваться, он всё равно будет стоять с автомобилями, что заметно снизит скорость передвижения по городу.

Варианты решение проблемы: сохранение трамвайного движения на Кутякова с продлением на Челюскинцев – Северную – Валовую – Набережную Космонавтов. Отмена автомобильного движения на указанных улицах и перенос маршрутов автобусов и маршрутных такси с Московской на Кутякова – Челюскинцев в обе стороны. Научный подход и опыт показывает, что широкие магистрали в центральной части города приводят не к улучшению движения, а наоборот, к образованию пробок. Поток автомобилей должен равномерно распределяться по всем улицам центральной части города.

3. Продление трамвайной линии до Увека от конечной остановки маршрута №7 «Оргсинтез». Лучше пустить данный маршрут продлением трамвая №2 от конечной остановки «Акмоилнский проезд».

Untitled-3

Трамвайный маршрут №7 идёт по совмещённой линии на улице Азина. Данный отрезок нуждается в реконструкции, однако маршрут №7 имеет собственный пассажиропоток от работников Оргсинтеза, ТЭЦ-2 и жителей «кварталов». Трамвай №2 полностью идёт по выделенной линии и доходит до конечной остановки намного быстрее. Тем более, проспект Энтузиастов (вдоль которого проходит маршрут) является кратчайшей дорогой в сторону Увека и Нефтяного. В такой конфигурации маршрут будет работать намного быстрее. Трамвайную линию вдоль улицы Азина можно отремонтировать и вне зависимости от продления линии до Нефтяного.

4. Линия до Усть-Курдюма начинается от конечной остановки «Улица Осипова». Необходимо перенаправить линию на будущее продление Технической с выходом на 1-ю Дачную.

Untitled-4

Данное продление не просто увеличение пассажиропотока и связности маршрутов – эта линия была запроектирована ещё в 1980-х годах (если не раньше), под неё остался задел, и уже сегодня она может выполнять несколько функций: надёжно связать район Молочки с Ленинским районом (с одной пересадкой на 1-й Дачной), а также на время реконструкции улицы Танкистов позволит сохранить работу трамвайного маршрута №11 по улицам Плодородной – Технической – пр. 50 лет Октября – Б. Горной – Астраханской – Кутякова. В дальнейшем участок войдёт в Усть-Курдюмскую линию.

5. Главным и принципиальным предложением было организовать научный центр транспортного моделирования.

Научный центр сможет составить транспортную модель Саратова, на которой до начала строительства или сноса различных элементов инфраструктуры можно будет просчитать последствия. Такое моделирование сможет дать ответы о необходимости центральных участков, об эффективности предложенной схемы... да и вообще, время моих предложений и ответов «это не целесообразно» уйдёт в прошлое, так как будет надёжный механизм, позволяющий просчитывать эффект от открытия и закрытия транспортных маршрутов, строительства или демонтажа дорожных сооружений, перенастраивания режимов работы светофоров и так далее.

Эти и некоторые другие предложения я оставил в администрации Саратова и мне очень приятно, что их выслушали с вниманием. Возможно, уже следующее заседание городской думы 25-го апреля покажет, какие из предложений «Сарметро» пригодились.

Tags: общение с властью, скоростной трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments