sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Перманентный кризис автобусных перевозок

На минувшей неделе в саратовской газете «Время» вышла статья Юлии Медведевой «Рейд по Мерседесам», в которой автор поговорила с водителем одного из автобусов 11-го маршрута.

В интервью водитель рассказал о принципах их работы и взаимоотношения с предприятием-перевозчиком. Так из статьи можно узнать, что штраф за курение составляет 500 рублей, что совершенно не пугает водителей, однако штрафуются они по первому звонку пассажира на «горячую линию». Уборка салона не производится из-за того, что водитель сильно устаёт на работе, к тому же, по словам самого водителя, «пассажиры снова намусорят». К слову сказать, автор материала пишет, что в салоне автобуса она нашла среди прочего использованный шприц. После оплаты проезда билеты не выдаются поскольку «они не нужны пассажирам», да и самих билетов часто не бывает в наличии, так как водитель не успевает заехать и купить их.


Фото: Денис Жабкин. Интерьер городского автобуса в Саратове

Интервью с водителем, вместе с интервью с кондуктором саратовского автобуса (опубликованном на нашем портале в выходные), выявляют системные проблемы с общественным транспортом нашего города. Сегодняшняя схема была введена в начале 1990-х годов, когда после развала автотранспортного хозяйства и акционирования основных активов, в городе не осталось муниципального автобусного транспорта. Для того, чтобы автобусы полностью не прекратили работу на улицах города, были введены экстренные меры стимулирования частного бизнеса в сфере пассажирских перевозок: акционированные автопредприятия привлекали частных предпринимателей с личным подвижным составом, фактически выполняя функции органа регулирования. В разное время таких предприятий было то больше, то меньше, но на сегодняшний момент их 4.

В результате водители работают на маршрутах полный рабочий день, не имеют социальных гарантий, а вместо единого центра по сбору доходов от перевозок и изучения пассажиропотока, каждый водитель работает на маршруте столько, сколько считает нужным чтобы отдать ежедневный «план» автопредприятию, после чего может по собственному усмотрению сойти с маршрута. Наличие кондуктора также не является обязательным условием работы: водитель может из собственного дохода нанять человека для сбора денег просто для того, чтобы не заниматься этим самостоятельно. Также водитель на обязан открывать все двери автобуса для ускорения входа и выхода пассажиров.

Однако вместе со снижением затрат снижается и социальная обеспеченность самих водителей, а также безопасность и комфорт пассажиров. По некоторым данным, одной из главных причин такого положения дел является отсутствие принятых в Саратове правил перевозки пассажиров городским автобусным транспортом. Нам не удалось найти текста данного свода правил, и наш портал собирается направить запрос в городскую думу чтобы прояснить данный вопрос. Как рассказал нам неназванный источник, проект правил находится с 2009 года в канцелярии городской думы, однако до принятия дело до сих пор не дошло.

Сколько ещё «продержится» в Саратове временная схема регулирования городского общественного транспорта, сказать сложно. Судя по всему, положение дел сегодня устраивает как городскую администрацию, перевозчиков, так и конкретных водителей на маршрутах. Включить в данную схему интересы пассажиров с 90-х годов прошлого века так и не удаётся. Мы будем и дальше прикладывать все усилия чтобы обратить внимание городской власти, перевозчиков и самих пассажиров на ненадлежащее состояние городского общественного транспорта.

Tags: автобус
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments