sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Покатушки с водителем саратовского автобуса и причины несоблюдения правил

Оригинал взят у djhooligantk в Покатушки с водителем саратовского автобуса и причины несоблюдения правил
Статья Юлии Медведевой из газеты "Время" мне очень понравилась, в связи с чем привожу её полностью. Читать, как говорится, до конца! :)

Рейд по "Мерседесам"
«Время» прокатилось с водителем автобуса и узнало причины несоблюдения правил.



Не кури, билеты раздавай, по телефону не разговаривай — не жизнь, а сплошная каторга. Для водителей и кондукторов общественного транспорта придумана масса правил и запретов. Однако соблюдают они их редко. За это получают выговоры от начальства и недовольные бурчания пассажиров. У нас сложился образ водителя как грубого, хамоватого, необразованного человека. «Время» решило рассмотреть проблему изнутри, пообщаться с водителями и выяснить истинные причины их отношения к закону.

Едем в автобусе, следующем по 11 маршруту (п. Солнечный — Музейная площадь). Первое, что бросается в глаза, — толкучка при выходе. Высадка пассажиров производится из одной двери, причем передней. Причина этому одна: отсутствие кондуктора, который должен не просто сидеть и принимать деньги как автомат, а ходить по салону и обилечивать пассажиров. То есть так прописано в правилах. На деле — большая редкость. Подходим к водителю — мужчина лет 55, неславянской внешности, с седыми волосами. Справа от него — губка со сдачей, пачка сигарет, на полу — зеленое грязное ведро.
— Здравствуйте, почему Вы без кондуктора, разве так удобно?
Водитель улыбается и, немного смущаясь, отвечает с характерным акцентом:
— Хозяин ставит мне план, оставшиеся деньги я могу потратить как захочу. Так вот мне жалко отдавать их кому-то еще, если я и сам могу дать сдачу пассажирам.
— Но разве в правилах не сказано, что кондуктор обязан находиться в каждом автобусе и, кроме этого, выдавать билеты?
Водитель морщит лоб от неприятных воспоминаний.
— Люди из Транспортного управления приходят примерно два раза в месяц, проверяют, есть ли кондуктор, билеты, как производится посадка и высадка пассажиров.
— И что, наказывают?
— Да, они штрафуют меня каждый раз на 500 рублей. Я знаю, что должны быть билеты, но их неудобно выдавать без кондуктора, да и зачем они уже выходящим пассажирам? К тому же их иногда просто некогда приобрести — график с 6 часов утра и до 11 вечера.

Салон «Мерседеса»
Поговорив с водителем, мы стали осматривать салон. Немецкие объявления, значок с перечеркнутым телефоном и сторублевая купюра на удачу. На задней площадке — оторванные сиденья с интересными надписями на спинках. Тут и познакомиться можно, и прочитать летопись пассажиров за всю отечественную историю автобуса... За спинками последних кресел — швабра, полбутылки водки, пустая бутылка из-под пива и сухарики. На полу грязь, упаковки, салфетки, печенье. Мы нашли даже шприц прямо под ногами пассажиров. На задней двери — наклейка с человеком в инвалидном кресле, которое априори шире расстояния между началом сидений и перилами внутри автобуса. Убираться водители обязаны после каждого рейса. Но делать это, как правило, лень, ведь после очередного круга пассажиры все равно намусорят.

График
В это время слышим какой-то шум рядом с водителем — опаздывающий пассажир выражает недовольство. Это автобус проехал пересечение улиц Московской и Соборной и сильно замедлил ход. К слову, Московскую в сторону от Волги можно назвать настоящим адом для пассажиров. Всего одна полоса для общественного транспорта, на которую примыкают маршруты с улицы Чапаева.
— Вы что тащитесь-то так? Быстрее пешком дойти, — возмущается молодая женщина.
— Вот не видите что ли, расписание лежит? У меня все четко по графику! — кричит уставший от одинаковых вопросов водитель.
Листок с графиком действительно лежит рядом, тут же — небольшие часы. Фотографируем график и снова пристаем к водителю.
— А действительно, почему движение по улице Московской всегда такое медленное?
— Это расписание создается нашей автобусной конторой и согласовывается с Транспортным управлением.
И тут же чистосердечно признается:
— Автобусов на Московской много, у всех разный график, а вот пассажиров мало, приходится медлить, чтобы скопилось побольше.
Согласно расписанию, расстояние между остановками автобус должен проехать за две-три минуты. Но если на некоторых участках этого времени как раз хватает, чтобы миновать несколько кварталов, то на Московской остановки расположены на каждом перекрестке. Отсюда и получается, что автобусы плетутся. Кстати, о графике — в салоне на видном месте висит объявление: с 6 до 23 часов цена билета — 12 рублей, после 23 часов — 18 рублей.
— А кто же ездит после 11 часов вечера? Сменный партнер?
— Да нет никакого сменного водителя, никто у нас не ездит после 11 вечера. Это по каким-то новым правилам заставили повесить эту бумажку.

Курение
Одно из нарушений, за которое водитель объявляется врагом номер один, — курение в салоне. Пачка сигарет и зажигалка открыто лежат рядом с деньгами, под рукой. Курить в салоне запрещено, обычно пассажиры сразу поднимают крик.
— Зачем Вы курите? Вы понимаете, что весь дым идет в салон, и пассажирам неприятно? А если среди них беременные?
— Я же живой человек. Один рейс по плану длится больше часа, на самом деле в часы пик доходит до двух часов. Вот вы едете с работы в 7 часов вечера домой, а я еще в этот момент, получается, на работе.
— А кто за это штрафует? Как узнает хозяин?
— Да люди звонят. Хозяин сразу к себе вызывает и вычитает из зарплаты.
А ведь достаточно всего одного звонка от пассажира на горячую линию при комитете транспорта области по номеру: 240–240, чтобы водитель был оштрафован.
Пассажиры
— Вы выходите? А что встали тут? — толкают меня пассажиры.
Они все заходят и выходят. Отдают деньги, просят требовательным тоном открыть дверь не в месте остановки. Толкаются, злятся. Это нескончаемый поток с утра и до ночи. Водитель должен проследить, чтобы все вошли в салон, закрыть двери, никого не прищемив, при этом дать сдачу выходящим из салона. А между этим — смотреть на дорогу и соблюдать ПДД. А пассажиры встречаются ничуть не ласковее водителей.

Автобусы из Европы, культура — наша
Утомив водителя расспросами, мы решили поделиться с ним рассказами о его коллегах из Италии. Общественный транспорт там — это настоящая достопримечательность. В салоне три небольших автомата, жаждущих прокусить специальные проездные карточки или купленный заранее билет. Вставляете его в автомат и получаете дырочку. Это дает возможность пассажирам не толкаться, а входить и выходить через любые двери. Никаких кондукторов вообще нет. Все строится на совести пассажиров: захотел — пробил билет, не в настроении или кончились деньги — едешь себе зайцем. Однако укоряющие взгляды стоящих рядом пассажиров все же побуждают заплатить за проезд. По автобусам периодически катается контролер в специальной форме — один на все автобусы маршрута. Это, как правило, мужчина, который проверяет наличие билетов. Если их нет — пеняйте на себя: штраф около 50 евро. Обычно студенты и просто недобросовестные граждане стоят у выхода, чтобы при появлении на горизонте кондуктора выскочить из автобуса. Либо можно стоять рядом с автоматом и быстро пробить билет.
Одного билета хватает на проезд в течение определенного времени, например, 30 минут. За этот период вы можете сменить столько автобусов, сколько хотите. В Италии множество так называемых деревень, которые по удаленности сравнимы с Солнечным или Комсомольским поселками, но не входят в состав города. Билеты можно купить в любом ларьке, а также в специальных терминалах рядом с крупными остановками. На каждой из них — четкое расписание, по минутам. И оно не просто украшает чистую остановку, но и соблюдается. Да и отношение к пассажирам другое. Оказавшись однажды в незнакомой части города, наш корреспондент спросил дорогу к месту продажи билетов. Ответ был ощутим физически — прохожий просто отдал свой билет, не взяв ни копейки.
Вообще, транспортная система — вечная тема. О ней можно рассуждать бесконечно, но мы доехали до нужной остановки. Имя водитель так и не раскрыл, но за проезд денег не взял, а только улыбнулся и махнул рукой.
Общение с водителями принесло двойственное ощущение. С одной стороны — у них и правда нелегкая работа. С другой — они думают только о себе. Получается, нет кондуктора потому, что водитель хочет сэкономить деньги, билетов — потому что их неудобно выдавать самостоятельно. Курение — от нежелания терпеть. Грязь — из-за лени убираться несколько раз в день. График сбит из-за желания наживы. Однако не стоит забывать, что за всем этим кроется нечто большее — отвратительная организация и контроль общественного транспорта со стороны Транспортного управления.
А может, тогда и пассажирам стоит вести себя так, как им вздумается? Мы, например, тоже можем курить в салонах, требовать движения автобусов ночью, а водителю платить не 12, а восемь рублей. Ну сэкономить же хочется.
Tags: djhooligantk, repost, автобус
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments