sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

  • Mood:

Скоростной трамвай или не скоростной трамвай – вот в чём вопрос!

Свершилось! На подписи, которые собирал портал «Сарметро» и активные жители города Саратова против закрытия трамвайного движения на улице Кутякова, пришёл официальный ответ. И этот ответ оставил двоякие чувства. Вот собственно говоря он:



Отдельно хочется сказать, что правило 20 метров относится к новому строительству, а не к реконструкции (цитата: «Для реконструируемых линий расстояние от оси пути до жилых и общественных зданий допускается уменьшать по согласованию с местными Советами»), так к тому же это правило сегодня вполне можно обойти при необходимости (пример – новая трамвайная линия в Казани). Да и сами нормы порядком устарели, поскольку сегодняшний модернизированный трамвай создаёт меньше шума, чем 2-3 легковых автомобиля...

Но сейчас не об этом.

Замглавы администрации поделился планами по маршруту строительства скоростного трамвая в Саратове. Предполагается, что это будут две линии: 3+9 и 10+11. В то же время две линии в центре города потенциально могут быть выведены из транспортной системы и демонтированы. Вот как может выглядеть схема на карте города.


ST2015_01

Направление правильное, город субмиллионник как Саратов давно уже должен был иметь скоростную рельсовую систему. Однако как сказал профессор Вучик по поводу такой схемы... «Правильно, но не любой ценой». А цену нам (помимо бюджетной) выставляют очень немаленькую...
Нам предлагают смириться с потерей трамвайного движения на улице Кутякова и в Мирном переулке. То есть совсем и навсегда. Давайте посмотрим, что будет в центре Саратова если проект будет принят в таком виде и (рано или поздно) реализован:

ST2015_02

От ближайшей остановки на пересечении Астраханской и Вавилова (если она там будет) до Детского мира придётся пройти около километра. При скорости в 5 км/час – это около 10 минут. Если вам не дай бог за 60, если вы не дай бог с сумками или вам не дай бог не в Детский мир, а дальше – соответственно 15... 20... 25 минут. Или пересадка на другой транспорт.

Остановка пригородного транспорта на Радищева – 2100 метров, а это уже точно пересадка. То есть оплата скоростного трамвая + пересадка до Радищева + ваш пригородный автобус. Поездка в обе стороны выходит в 48 рублей только по городу плюс пригородный тариф. Или же вы вместо скоростного трамвая снова по привычке идёте в маршрутку или автобус (которых, надо полагать, поубавится) и через пробку поедете старым маршрутом, тогда как трамвай поедет полупустым с песней минуя центр города.

Набережная (если вы решите там погулять) также окажется в 3 километрах от трамвая и в целой улице Московской, по которой ещё надо проехать или в пробке к набережной, или на автобусе со скоростью 5 км/час в сторону вокзала.

Пригородные энгельсские автобусы, конечно, будут доступны на пересечении Московской и Астраханской, но летом во время пробок вам снова придётся постоять в пробке при наличии в городе скоростного трамвая. И, соответственно, меньше этих автобусов на Московской не станет – а значит, огромные затраты на скоростной трамвай не будут так эффективны как могли бы быть.

При нормативной «пешеходной доступности» для городов в 500 метров следующие крупные объекты будут доступны для пассажиров обеих линий скоростного трамвая в центре (синим цветом – доступные, красным – недоступные, зелёным выделен исторический центр, красные кружочки – зоны пешеходной доступности четырёх станций на Астраханской):

ST2015_03

Как видим, добраться можно будет до одного (хотя и большого) вуза, двух рынков и четырёх торгово-офисных здания. Ещё есть офисники на Пугачёвской, Железнодородной у Сенного и в Детского парка... ну в целом, будет куда поехать.

Среди недоступных, правда, более внушительный список: три вуза (эконом, все центральные корпуса сельхоза и академии права), проспект Кирова (главная точка притяжения пассажиропотоков города), Крытый рынок и вообще ВЕСЬ исторический и культурный центр вместе с набережной, вокзал и автовокзал, в конце концов, мэрия и правительство области, где работает немало людей, и не все они ездят с мигалками.

Что же делать? Выбрасывать проект как плохой? Ну не надо так сразу. Главное сейчас – это убедить городскую администрацию, что сакральная жертва в виде демонтажа линии на Кутякова не только бессмысленная, но и крайне, ужасно вредная. То же самое касается линии до Мирного переулка.

И сейчас будет моя коронная фраза...

Давайте представим, что я не полный псих, не сумасшедший и не впал в маразм. Ну, хотя бы на минутку =)

Давайте подумаем, не читая пока дальше, какой маршрут общественного транспорта в Саратове является самым востребованным?

Раз...

Два...

Три...

Правильно, автобус №11. А какое конечные он соединяет? Музейную площадь и посёлок Солнечный. Значит нам надо сделать ЧТО?

Связать эти конечные с помощью скоростного трамвая! Для чего мы должны... та-да... вернуть демонтированную в 1988 году линию на улице Челюскинцев. И снова подождите плеваться и кидаться отходами. Давайте я расскажу, что можно и, на мой взгляд, нужно сделать. И к сему это приведёт. На схеме ниже указаны две линии: по Кутякова-Челюскинцев и по Вавилова до Мирного переулка. Вот вы видите зоны пешеходного охвата при наличии в системе данных линий.

ST2015_04

Если же размечтаться и добавить сюда один-единственный тоннельный участок под центром, куда, собственно, и должен вести транспорт, то получим полный охват всего центра с важнейшими культурными, офисными, транспортными и промышленными ядрами центра города.

ST2015_05

Но про тоннель пока не будем – спасти бы линию на Кутякова... Давайте я про неё немного расскажу. Меры выглядят на первый взгляд неоднозначно, непривычно, но прежде чем говорить «нет» прочтите и подождите полдня-день, потом прокомментируйте. В общем, назовём её «Кировская линия».

1. Улицы Кутякова, Челюскинцев и Валовая исключаются из системы автомобильного транспорта полностью. Они становятся двусторонним транзитным коридором для общественного транспорта. То есть улица полностью принадлежит скоростному трамваю (наземному), автобусам и пешеходам. Для повышения пропускной способности, по ней не пускаются даже маршрутные такси: только транспорт большой вместимости. Маршрутную сеть пока можно не продумывать, но, думаю, сюда могут заходить обе линии скоростного трамвая с севера города и часть энгельсских автобусных маршрутов. Также могут быть автобусные (!) маршруты №11, 33, 93 и какие-то ещё. К тому же мы получаем хороший, широкий тротуар с зеленью и потенциалом для появления новой любимой зоны отдыха жителей города.


Автобусно-трамвайная улица в историческом центре Цюриха

2. Скоростной трамвай вполне может идти по земле, идея этого вида транспорта не только не запрещает, но и поощряет такой способ передвижения. Мы можем добраться на 5 минут дольше, но непосредственно туда, куда нам нужно. Остаётся два сложных пересечения: от Радищева до Соборной строится небольшой тоннель; над Чернышевского можно подумать, но можно сделать небольшую эстакаду. Или же как вариант опустить линию под мост, до водолечебницы.

3. Конечную я представляю себе в сквере на пересечении Валовой и набережной – около Первого причала. Там и место есть, и в пешей доступности всё от самой набережной до Предмостовой площади.

4. От Челюскинцев до Валовой маршруты проходят по Северной улице, где раньше была конечная 1-го трамвая. Там получаются очень хорошие кривые, никаких проблем там нет.

5. Организацию движения в центре придётся, конечно, немного изменить. Взамен исключённых Кутякова и Челюскинцев добавляем в сеть с запретом на парковку Первомайскую, Гоголя, обустраиваем Чапаева и 1-й Магнитный проезд а также Рахова и 1-ю Садовую для транспорта к СХИ минуя Астраханскую и Сенной. В идеале помогла бы пробивка Советской до Мичурина, но, как я понимаю, это уже невозможно без сноса домов...

В общем, предлагаю изучить схему, подождать несколько часов или день, а потом уже критиковать по полной.

ST2015_06

Tags: демонтаж на Кутякова, предложения, проект СТ, скоростной трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 58 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →