sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

  • Mood:

Скоростной трамвай или не скоростной трамвай – вот в чём вопрос!

Свершилось! На подписи, которые собирал портал «Сарметро» и активные жители города Саратова против закрытия трамвайного движения на улице Кутякова, пришёл официальный ответ. И этот ответ оставил двоякие чувства. Вот собственно говоря он:



Отдельно хочется сказать, что правило 20 метров относится к новому строительству, а не к реконструкции (цитата: «Для реконструируемых линий расстояние от оси пути до жилых и общественных зданий допускается уменьшать по согласованию с местными Советами»), так к тому же это правило сегодня вполне можно обойти при необходимости (пример – новая трамвайная линия в Казани). Да и сами нормы порядком устарели, поскольку сегодняшний модернизированный трамвай создаёт меньше шума, чем 2-3 легковых автомобиля...

Но сейчас не об этом.

Замглавы администрации поделился планами по маршруту строительства скоростного трамвая в Саратове. Предполагается, что это будут две линии: 3+9 и 10+11. В то же время две линии в центре города потенциально могут быть выведены из транспортной системы и демонтированы. Вот как может выглядеть схема на карте города.


ST2015_01

Направление правильное, город субмиллионник как Саратов давно уже должен был иметь скоростную рельсовую систему. Однако как сказал профессор Вучик по поводу такой схемы... «Правильно, но не любой ценой». А цену нам (помимо бюджетной) выставляют очень немаленькую...
Нам предлагают смириться с потерей трамвайного движения на улице Кутякова и в Мирном переулке. То есть совсем и навсегда. Давайте посмотрим, что будет в центре Саратова если проект будет принят в таком виде и (рано или поздно) реализован:

ST2015_02

От ближайшей остановки на пересечении Астраханской и Вавилова (если она там будет) до Детского мира придётся пройти около километра. При скорости в 5 км/час – это около 10 минут. Если вам не дай бог за 60, если вы не дай бог с сумками или вам не дай бог не в Детский мир, а дальше – соответственно 15... 20... 25 минут. Или пересадка на другой транспорт.

Остановка пригородного транспорта на Радищева – 2100 метров, а это уже точно пересадка. То есть оплата скоростного трамвая + пересадка до Радищева + ваш пригородный автобус. Поездка в обе стороны выходит в 48 рублей только по городу плюс пригородный тариф. Или же вы вместо скоростного трамвая снова по привычке идёте в маршрутку или автобус (которых, надо полагать, поубавится) и через пробку поедете старым маршрутом, тогда как трамвай поедет полупустым с песней минуя центр города.

Набережная (если вы решите там погулять) также окажется в 3 километрах от трамвая и в целой улице Московской, по которой ещё надо проехать или в пробке к набережной, или на автобусе со скоростью 5 км/час в сторону вокзала.

Пригородные энгельсские автобусы, конечно, будут доступны на пересечении Московской и Астраханской, но летом во время пробок вам снова придётся постоять в пробке при наличии в городе скоростного трамвая. И, соответственно, меньше этих автобусов на Московской не станет – а значит, огромные затраты на скоростной трамвай не будут так эффективны как могли бы быть.

При нормативной «пешеходной доступности» для городов в 500 метров следующие крупные объекты будут доступны для пассажиров обеих линий скоростного трамвая в центре (синим цветом – доступные, красным – недоступные, зелёным выделен исторический центр, красные кружочки – зоны пешеходной доступности четырёх станций на Астраханской):

ST2015_03

Как видим, добраться можно будет до одного (хотя и большого) вуза, двух рынков и четырёх торгово-офисных здания. Ещё есть офисники на Пугачёвской, Железнодородной у Сенного и в Детского парка... ну в целом, будет куда поехать.

Среди недоступных, правда, более внушительный список: три вуза (эконом, все центральные корпуса сельхоза и академии права), проспект Кирова (главная точка притяжения пассажиропотоков города), Крытый рынок и вообще ВЕСЬ исторический и культурный центр вместе с набережной, вокзал и автовокзал, в конце концов, мэрия и правительство области, где работает немало людей, и не все они ездят с мигалками.

Что же делать? Выбрасывать проект как плохой? Ну не надо так сразу. Главное сейчас – это убедить городскую администрацию, что сакральная жертва в виде демонтажа линии на Кутякова не только бессмысленная, но и крайне, ужасно вредная. То же самое касается линии до Мирного переулка.

И сейчас будет моя коронная фраза...

Давайте представим, что я не полный псих, не сумасшедший и не впал в маразм. Ну, хотя бы на минутку =)

Давайте подумаем, не читая пока дальше, какой маршрут общественного транспорта в Саратове является самым востребованным?

Раз...

Два...

Три...

Правильно, автобус №11. А какое конечные он соединяет? Музейную площадь и посёлок Солнечный. Значит нам надо сделать ЧТО?

Связать эти конечные с помощью скоростного трамвая! Для чего мы должны... та-да... вернуть демонтированную в 1988 году линию на улице Челюскинцев. И снова подождите плеваться и кидаться отходами. Давайте я расскажу, что можно и, на мой взгляд, нужно сделать. И к сему это приведёт. На схеме ниже указаны две линии: по Кутякова-Челюскинцев и по Вавилова до Мирного переулка. Вот вы видите зоны пешеходного охвата при наличии в системе данных линий.

ST2015_04

Если же размечтаться и добавить сюда один-единственный тоннельный участок под центром, куда, собственно, и должен вести транспорт, то получим полный охват всего центра с важнейшими культурными, офисными, транспортными и промышленными ядрами центра города.

ST2015_05

Но про тоннель пока не будем – спасти бы линию на Кутякова... Давайте я про неё немного расскажу. Меры выглядят на первый взгляд неоднозначно, непривычно, но прежде чем говорить «нет» прочтите и подождите полдня-день, потом прокомментируйте. В общем, назовём её «Кировская линия».

1. Улицы Кутякова, Челюскинцев и Валовая исключаются из системы автомобильного транспорта полностью. Они становятся двусторонним транзитным коридором для общественного транспорта. То есть улица полностью принадлежит скоростному трамваю (наземному), автобусам и пешеходам. Для повышения пропускной способности, по ней не пускаются даже маршрутные такси: только транспорт большой вместимости. Маршрутную сеть пока можно не продумывать, но, думаю, сюда могут заходить обе линии скоростного трамвая с севера города и часть энгельсских автобусных маршрутов. Также могут быть автобусные (!) маршруты №11, 33, 93 и какие-то ещё. К тому же мы получаем хороший, широкий тротуар с зеленью и потенциалом для появления новой любимой зоны отдыха жителей города.


Автобусно-трамвайная улица в историческом центре Цюриха

2. Скоростной трамвай вполне может идти по земле, идея этого вида транспорта не только не запрещает, но и поощряет такой способ передвижения. Мы можем добраться на 5 минут дольше, но непосредственно туда, куда нам нужно. Остаётся два сложных пересечения: от Радищева до Соборной строится небольшой тоннель; над Чернышевского можно подумать, но можно сделать небольшую эстакаду. Или же как вариант опустить линию под мост, до водолечебницы.

3. Конечную я представляю себе в сквере на пересечении Валовой и набережной – около Первого причала. Там и место есть, и в пешей доступности всё от самой набережной до Предмостовой площади.

4. От Челюскинцев до Валовой маршруты проходят по Северной улице, где раньше была конечная 1-го трамвая. Там получаются очень хорошие кривые, никаких проблем там нет.

5. Организацию движения в центре придётся, конечно, немного изменить. Взамен исключённых Кутякова и Челюскинцев добавляем в сеть с запретом на парковку Первомайскую, Гоголя, обустраиваем Чапаева и 1-й Магнитный проезд а также Рахова и 1-ю Садовую для транспорта к СХИ минуя Астраханскую и Сенной. В идеале помогла бы пробивка Советской до Мичурина, но, как я понимаю, это уже невозможно без сноса домов...

В общем, предлагаю изучить схему, подождать несколько часов или день, а потом уже критиковать по полной.

ST2015_06

Tags: демонтаж на Кутякова, предложения, проект СТ, скоростной трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 58 comments