sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Пассажирское автопредприятие №1 Саратова

Пассажирское автопредприятие ПАТО-1, которое в советские годы называлось СПАТП-1, как понятно из его номера, было первым в истории саратовского автобусного сообщения. Информация о зарождении городского автобуса крайне скупа и разрозненна. До такой степени, что у Саратовского автобуса даже нет своей статьи в Wikipedia, где нашло своё отражение всё самое важное. Статьи нет не потому, что городской автобус и его история не важны – просто исторически так сложилось, что свидетельства истории сохранились в крайне ограниченном количестве, а наше отношение к собственной истории крайне легкомысленное.

СПАТП1_2
До 2001 года – гараж «СПАТП-1» на Ильинской площади, 5.

Итак, во время моей большой саратовской экспедиции мне удалось изучить хранилища областной универсальной научной библиотеки на Театральной площади и её краеведческого отдела на Челюскинцев. Там я нашёл две интересные книги: «Летопись автотранспорта Саратовской области» Валерия Буганкова и «Серебряные вёрсты» А. Кокушкина и Б. Тайкова (1976 год, Саратов). Личность Арсения Алексеевича Кокушкина достойна отдельной статьи в моём ЖЖ, которую я подготовлю в другой раз – его руке принадлежит много статей и книг о саратовском транспорте, а сам он был Кандидатом экономических наук, профессором кафедры «Организация перевозок и управления на транспорте» СГТУ.

Итак, история ПАТО начинается вместе с историей возникновения автобусного движения в Саратове – в 1934 году...

Тогда в Саратовской губернии автотранспорт находился в составе трёх довольно крупных организаций: АО «Автогужтранспорт», отделение Россовхозтранс и трест Союззаготтранс. 15 июня 1934 года из АО «Автогужтранспорт» было образовано предприятие «Крайавтогужтрест», располагавшееся у Театральной площади.

За 1934 год автобусами, находящимися в системе коммунального хозяйства, перевезено 2% пассажиров к остальным видам транспорта (электротранспорту, гужевому транспорту и грузовому такси).

К 1935 году в Саратове начали действовать первые городские автобусные маршруты. Из было два, на них работало 6-7 автобусов из имеющихся 9. Основная масса пассажиров перевозилась на грузовых автомобилях, оборудованных скамейками. К 1937 году в его гараже было около 100 автомобилей ГАЗ-АА, АМО-3, ЗИС-5, ЗИС-8.

В 1939 году «Автогужтрест» был переименован в «Саратовскую автотранспортную контору», в которую из «Саратовского трамвайного парка» пришло 15-20 автобусов ЗИС-8 (на основании этого я и сделал предположение, что именно трамвайный парк был первым оператором на саратовских автобусных маршрутах) и несколько легковых такси.

В 1947 году «Саратовская автотранспортная контора» была преобразована в «Саратовскую автобусную контору». Т.е., скорее всего, в 1947 году произошли какие-то изменения в схеме саратовских маршрутов.  А в 1949-1950 годах «Саратовскую автобусную контору» перевели с Театральной площади (пл. Революции) на Ильинскую площадь (пл. Фрунзе). Сейчас въезд на эту территорию с улицы Симбирцева между Белоглинской и Шелковичной. Вполне возможно, что этот перенос тоже был связан с какими-то изменениями транспортной схемы города.

В 1958 году «Саратовскую автобусную контору» переименовали в «Автотранспортную колонну № 52» (АТК-52), а затем в «Автоколонну №52» (АК-52). Информация вступает в противоречие с данным телефонного справочника 1952 года с указанием автобусных маршрутов Автоколонны №52

0_9c5fa_79bd2c75_XXL
Фото из блога Дениса djhooligantk абкина.

На сайте oldsaratov.ru мне попалась фотография автобуса на Московской в районе Театральной площади. Фото датировано как раз 1952 годом.

1952_saratov_ploshchad_revolyucii

Где именно находилась на площади автоколонна я не знаю – может быть кто-то подскажет... Но её следов на фото я не увидел.

Вот, кстати, ещё фотографии 1950-х от цирка (на снимке также можно увидеть автобус):
1950-e-cirk

И, видимо, на время прокладки троллейбусной линии, маршрут «Вокзал – Волга» на проспекте Кирова (1954 год):
1954_1


В 1965 году «Автоколонна №52» была переименована в «Автобусный парк», а в марте 1969 года – в «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие № 1» (СПАТП-1).

Так выглядели автобусные маршруты Саратова в 1963 году:
СПАТП1_1963

Автобусное хозяйство продолжало развиваться несмотря на то, что даже в конце 60-х основные перевозки в городе осуществлял электротранспорт. В 1967 году начала работу единая центральная диспетчерская служба по организации работы и контролю за регулярностью движения автобусов на линии.

«Для успешной работы службы по руководству городским общественным автотранспортом выделено специальное помещение в здании <транспортного> управления, в котором оборудована современная система управления автотранспортом, основанная на радиотелефонной связи. В настоящее время все начальные и конечные пункты маршрутов имеют прямую связь с центральной диспетчерской службой. Работники ЦДС строго следят за регулярностью движения автобусов, составляют рациональные графики движения, занимаются обследованием пассажиропотоков, нормируют скорости движения» – «Серебряные вёрсты», 1976 год.

Более поздняя история автопарка, а также история «ПАТО-1» до наших дней – во второй части рассказа, скоро.

Tags: автобус, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments