sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Саратовские маршруты-призраки

Многие уже привыкли, что в Саратове существуют маршруты общественного транспорта, «которые никто никогда не видел». Мы попытались собрать информацию по таким маршрутам, вспомнить его историю и обратить внимание городской администрации на эту проблему.

Новые маршруты массово начали появляться в начале 1990-х. Одним из первых новых маршрутов стал №47. Он связал улицу Радищева с посёлком Солнечный. По рассказам очевидцев, в 1998 году его продлили до Предмостовой площади, однако когда маршрут был изменён с Московской на Соколовую и Большую Горную, водители отказались выходить в рейс: большинство водителей вместе с автобусами перешли тогда на 11-й маршрут. Позже под №47 работал ещё один маршрут: из Агафоновки (улица Карла Маркса) до улицы Тулайкова. Он пользовался немалой популярностью так как объезжал пробку в районе 3-й городской больницы, однако внезапно постановлением администрации Саратова его закрыли в январе 2011 года. По официальной версии из-за продления маршрутки №60 до Тулайкова. Сегодня в Саратове маршрута №47 не существует.

bus47 Павел В Кашин
Фото: Павел В. Кашин. Автобус маршрута №47 на Астраханской улице, 3 августа 1996 г.


Ещё один маршрут-призрак имеет №59. Он был открыт в начале 2000-х годов и соединял 2-ю городскую больницу с 6-м кварталом. Маршрут работал более-менее стабильно и микроавтобусы, которые ходили по маршруту, всегда были полными. Это и сыграло с этим и многими другими маршрутами злую шутку: за длинные расстояния возить людей в маленьких автобусах стало не выгодно перевозчику, в связи с чем водители отказывались работать на маршруте. В октябре 2011 года маршрут был окончательно удалён из реестра, хотя фактически работать перестал задолго до этой даты. В 2012 году появилась информация, что после демонтажа трамвайного полотна на Большой Горной и закрытия трамвайного маршрута №12 маршрут №59 возродится в новом качестве: от Сенного рынка до Академии права по Большой Горной и Радищева/Горького. Однако как показал опрос жителей домов на Большой Горной, такого маршрута никто ни разу не видел.

Bus92
Фото: Мельников А.Е. Маршрутное такси №92 на Московской улице

Интересная история преобразований произошла с автобусным маршрутом №18. Это один из старейших маршрутов города: открыт он был после окончания строительства дороги «дружбы» между Заводским и Ленинским районом и изначально его конечными были площадь Орджоникидзе и посёлок Солнечный. Однако даже в 80-е и 90-е годы маршрут ходил крайне не регулярно. Иногда на Орджоникидзе его можно было ждать более получаса при учёте того, что мимо проходила вереница Икарусов и ЛиАЗов 4-го СПАТП маршрутов №1, 1К, 2, 4, 14, 16, 20, 21, 22, 34, 36 и 39. В 90-е годы на маршруте продолжали работать «убитые» автобусы КаВЗ, ПАЗ и другие. Из-за жалоб на нерегулярность работы маршрута открылся его короткий вариант №18К до площади Ленина. Тогда на главном маршруте №18 появились более вместительные автобусы, а «хлам» перебрался на 18К. В ноябре 2008 года городская администрация открывает маршрут №18Д (длинный вариант), который существенно отличается от 18-го: он связывает теперь посёлки Калашниково (за Комсомольским) и Елшанку. На маршрут поступают новые автобусы, переводится часть старых с других маршрутов, и после этого начинается настоящий упадок 18-го. Автобусы по 18-му практически не работают, маршрут №18К отменён. В августе 2011 года маршрут №18 продлевают на 3,5 км вглубь Заводского района до Подстанции по проспекту Энтузиастов, а в марте 2012 года на нём даже замечают два новых автобуса МАЗ-206, однако проработали они совсем недолго и вскоре были переведены на другие маршруты. Сегодня маршрут №18 не удалён из реестра автобусных маршрутов, но встретить автобус этого маршрута сейчас невозможно.


Автобус МАЗ-206 на маршруте №18 в посёлке Солнечный, 2012 год

Маршрутов-призраков в Саратове довольно много, закрылись они по разным причинам. Предлагаю небольшую эпитафию закрытым автобусным маршрутам нашего города:
4. Стадион «Волга» – Пос. Тепличный
5. Ул. Вавилова – Областная больница
12. Пл. Славянская – Ул. Топольчанская
18К. Пл. Орджоникидзе – Пл. Ленина
40. Ул. Вавилова – Пос. Елшанка (новое кладбище)
47. Ул. К. Маркса (Агафоновка) – НИИ «Юго-Восток»
50. Пос. Солнечный – Ж/Д вокзал
59. 6-й квартал – 2-я городская больница
62. СГСЭУ – Ул. Крымская
63А. Ул. Заречная – Смирновское ущелье
68. Ул. Грибова – 6-й квартал (маг. «Океан»)
75К. Ул. Беговая – Ул. 3-я Степная
77. Ул. Грибова – Пл. Театральная
84. Областная больница – Октябрьское ущелье
86. Областная больница – Пос. Солнечный
92. Пл. Славянская – Ул. Черниговская
100. Обл. офтальмологическая больница – Ул. Грибова
102. Ул. Томская – ТК «МЕТРО»
104. Пос. Жасминный – Мирный переулок
107. Пос. Пролетарский – Крытый рынок
109. Пл. Славянская – Ул. Техническая
111. СГСЭУ – Колония №10
112. Ул. Волгоградская – Свято-Алексиевский монастырь
116. Парк «Победы» – Ул. Грибова
118. Улица Лермонтова – ЦДК

Bus69
Фото: AirForce. Автобус маршрута №69 на улице Орджоникидзе, 2010 год



Tags: автобус, история, маршрутное такси
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments