sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Кирничтальбан - трамвайная линия в национальном парке "Саксонская Швейцария"

Оригинал взят у technolirik в Кирничтальбан - трамвайная линия в национальном парке "Саксонская Швейцария"
Трамвай считается практически исключительно городским видом транспорта. Трамвайные вагончики гармонично и привычно выглядят на фоне городских пейзажей среди царства автомобилей, бетона, асфальта и стекла. За пределами своей урбанистической среды обитания этот вид общественного транспорта выглядит довольно экзотично, особенно если фоном выступает скалистая местность, покрытая густым лесом и пересекаемая множеством горных ручейков. Именно о такой уникальной трамвайной линии будет мой сегодняшний рассказ. 






Этот лесной трамвайчик называется Кирничтальбан. Что в дословном переводе с немецкого значит - железная дорога проходящая вдоль долины речки Кирнич. Об этой достопримечательности национального парка "Саксонская Швейцария" я узнал еще несколько лет назад и в 2010 году посетил это место. В то время у меня с собой была только мыльница и сохранилось всего несколько фотографий, поэтому этим летом я решил второй раз съездить в это замечательное не только благодаря трамвайной линии место и написать об этом фотоотчет.

Для начала пару слов о национальном парке "Саксонская Швейцария". Это один из красивейших в Германии национальных парков с уникальным ландшафтом образованным массивом песчаниковых гор. Три четверти национального парка находится на немецкой территории, а четверть на чешской и называется соответственно Чешская Швейцария. Самая знаменитая туристическая достопримечательность Саксонской Швейцарии - знаменитый Бастайский Мост, фотография которого вошла в официальную коллекцию обоев для рабочего стола для Windows 7. Как правило знакомство туристов с Саксонской Швейцарией ограничивается лишь этим мостом и прилегающими к нему смотровыми площадками. Хотя национальный парк богат на разного рода достопримечательности и изобилует открыточными видами.

Добраться сюда можно многими путями, включая старинные колесные пароходы Саксонского пароходства, регулярно курсирующие в эту местность в летний сезон. Но самый быстрый и удобный путь - пригородная электричка, отправляющаяся из Дрездена каждые полчаса. Комфортабельный двухэтажный поезд доезжает сюда за минут сорок, причем дорога проходит по весьма и весьма живописной местности так что рекомендую занять место у окна на втором этаже и наслаждаться мелькающей за окнами красотой.

 

Но цель моей поездки сегодня не горы а трамвай, поэтому я спокойно проезжаю все самые знаменитые туристические достопримечательности Саксонской Швейцарии и выхожу на станции маленького городка Bad Shandau.

Дрезденская пригородная электричка и встречный чешский товарняк:



Железная дорога проходит на противоположном от Саксонской Швейцарии берегу поэтому чтобы попасть в городок Bad Shandau придется воспользоваться паромной переправой.



Бад Шандау хоть и маленький городок но очень уютный и красивый:



В подобных местах редко увидишь толпы туристов, поэтому ничто не нарушает спокойной атмосферы на уютных старинных улочках.



Во дворах сушиться белье, а на переднем плане речушка Кирнич, которая дала название местной трамвайной линии.



Найти трамвайную остановку не составит труда, так как на каждой городской улочке есть стрелка с указателем на главную достопримечательность городка. Десять минут неспешной прогулки по городу и я в городском парке Бад Шандау, где начинается трамвайная линия.



Обслуживают линию очаровательные старенькие ГДР-овские трамваи вагоностроительной фабрики Гота.





Примечательно, что такие трамваи поставлялись также в некоторые города СССР. В свое время они использовались львовским трамвайным хозяйством и самое удивительное, что Гота-трамваи работают на одной из трамвайных линий в Евпатории и по сей день.



Трамваи Гота были переняты Кирничштальбаном в б/у состоянии у восточно-германских трамвайных хозяйств таких городов, как Йена, Плауэн, Цвикау и в 90-х годах после основательной модернизации продолжили работу в столь экзотичном месте.

Рабочее место водителя:



Интерьер трамвая обшит деревянными панелями, отчего внутри по-домашнему уютно:



Что мне не понравилось -  это современные сиденья, которые выглядят пришельцами из будущего в этом царстве классики и немного портят стилистическую целостность интерьера. 



Сцепка вагонов:



Ширина колеи Кирничтальбана - 1 метр. Колея на протяжении всего маршрута однопутная с несколькими разъездами на остановках.



Трамвай отправляется в путь а я сажусь возле окна и фотографирую местность по дороге к конечной станции.



Прежде чем продолжить рассказ об этой поездке постараюсь вкратце рассказать историю этой уникальной трамвайной линии:

В конце 19-го века стремительно увеличивается туристический поток в Саксонскую Швейцарию и в 1893 году создается комитет по строительству и эксплуатации трамвая от станции Шандау через долину речки Кирнич. Изначальные планы предусматривали строительство кольцевой железной дороги от центра городка Бад Шандау до чешской границы, через приграничные чешские городки и назад в Бад Шандау. После того как план строительства железной дороги был одобрен возникли споры о типе привода. По причине дороговизны электрического привода (нужно было строить электростанцию) городской совет Бад Шандау склонялся к постройке трамвайной линии на паровой тяге. Но саксонское правительство отклонило этот вариант и после споров, которые длились вплоть до 1898 года было решено строить электрический трамвай.
В январе 1898 года было начато строительство электростанции и были достроены пути до Лихтенхайнского водопада. По причине дороговизны изначальный проект кольцевой дороги так никогда и не был достроен. 

27 мая 1898 года состоялось торжественное открытие линии трамвая Кирничтальбан, которая соединила городской парк Бад Шандау и Лихтенхайнский водопад. На то время это была исключительно прогулочный трамвай, который эксплуатировался лишь в летний сезон с мая по октябрь.

Для трамвайной линии Кирничтальбан были закуплены шесть трамваев построенных фирмой "Waggon- und Maschinenfabrik AG vorm. Busch" из саксонского города Баутцен (фото: Dresdner Verkehrsbetriebe AG)



В первые годы эксплуатации Кирничтальбан столкнулся с многими проблемами - трамваи часто сходили с рельс, отказывали двигатели. Но несмотря на это количество пассажиров с каждым годом росло. Трамвай даже смог пережить тяжелое время Первой мировой войны и последующей гиперинфляции. А построенная для трамвайной линии электростанция с 1911 года обеспечивала электричеством несколько городов Бад Шандау, Зибниц, Кёнигштайн и около трех десятков деревень.

Гостиница возле Лихтенхайнского водопада - конечная станция трамвая, 1900 год. (фото: Дрезденская почтовая открытка, автор неизвестен)



26 июля 1927 года стало черным днем в истории трамвая Кирничтальбан. В самый разгар сезона перевозок в депо произошел пожар, уничтоживший полностью весь трамвайный парк. Трамвайное сообщение остановилось на две недели и было под угрозой остановиться навсегда. Чтобы спасти трамвайную линию 12 августа 1927 года были временно позаимствованы трамваи линии Lößnitzbahn, соединяющей Дрезден с пригородом Радебойлем, которые проработали до конца сезона 1927 года на Кирничтальбане. 

Зимой 1927-1928 года было восстановлено сгоревшее депо и в марте 1928 года трамвайное хозяйство закупило 11 вагонов фирмы MAN. Уникальная трамвайная линия была спасена и с 1938 года трамвайное движение по ней осуществлялось уже круглогодично.



В 1939 году велись дебаты о замене трамвайного движения на троллейбусное, но наступившая война помешала этим планам. В военное время трамвайная линия Кирничтальбан не пострадала и после месячного простоя в июне 1945-го возобновила работу.

К началу 60-х годов состояние путей заметно ухудшилось и стали учащаться случаи схода трамваев с рельс. В 1969 году произошел сход трамвая с рельс в результате которого трамвай перевернулся, 20 пассажиров были травмированы. После этого несчастного случая линия была временно закрыта и ее существованию снова стала угрожать опасность.



Ремонт путей все время откладывался из за нехватки, средств, материалов и рабочей силы. Лишь к 1972 году была отремонтирована часть пути длинною 2,6 километра по которой было возобновлено движение трамвая. Полностью ремонт всей линии был закончен к концу мая 1973 года и Кирничтальбан снова вернулся к полноценной работе.

После того как была выведена из эксплуатации трамвайная линия Lockwitztalbahn, функционирующая в южных пригородах Дрездена, Кирничтальбан получил в 1977 году пять старых трамваев этой линии, построенных между 1938 и 1942 годом. Четверо из этих трамваев пришли на замену старичкам, эксплуатирующимся еще с 1928 года, а пятый использовался как база запасных деталей. 



В 1985 году снова происходит сход трамвая с рельсов, что влечет за собой проверку всей линии и остановку трамвайного сообщения. Над линией снова нависает угроза окончательной остановки, которую удалось избежать лишь благодаря массовым протестам населения.

В период с 1986 по 1990 год наконец-то был проведен полноценный ремонт и обновление инфраструктуры трамвайной линии, начиная от путей и заканчивая опорами и линиями контактной сети. В 1986 году было возобновлено движение по части отремонтированного пути а с 1990 года был восстановлен и введен в эксплуатацию весь маршрут.



Но самое существенное обновление Кирничтальбана началось после объединения Германии. В 90-х годах трамвайный парк пополняется б/у вагонами вагоностроительной фабрики Гота, снятыми с эксплуатации с трамвайных линий городов Плауэн, Цвикау и Йена. Эти трамваи и вагоны были существенно модернизированы прежде чем продолжить работу на линии Кирничтальбан и сегодня полностью заменили старые трамваи, полученные трамвайным хозяйством еще в 1977 году.

Кроме того существенно обновляется инфраструктура трамвайного хозяйства, так в 1993 году проводиться глобальная реконструкция трамвайного депо и на его крыше размещают солнечные батареи, которые на сегодняшний день вырабатывают треть электроэнергии потребляемой линией.



В 2002 году в Саксонии происходит сильное наводнение, причинившее огромные разрушения всем прилегающим к долине Эльбы городам. Бад Шандау тоже сильно пострадал от наводнения но работникам трамвайного хозяйства удалось вовремя перегнать трамваи из затопленного города в депо, куда не  где их не достала вода. После спада уровня воды движение трамваев было возобновлено но отсутствовали пассажиры - последствия наводнения были катастрофичными для всего региона долины Эльбы. В 2003 году проводилось восстановление улицы, по которой проходит трамвайный маршрут от последствий наводнения и ремонт трамвайных путей, по этой причине трамвайное сообщение простаивало с июня по ноябрь.

Очередной удар стихии Кирничтальбан пережил в 2010 году. В результате сильных проливных дождей речка Кирнич вышла из берегов и затопила прилегающие территории. В первый раз с момента восстановления в 1927 году трамвайного депо оно оказалось затоплено водою вместе с находящимся в нем трамвайным парком. Также серьёзный урон был нанесен инфраструктуре линии, были размыты трамвайные пути, повалены и погнуты опоры контактной сети, полностью смыты несколько остановок. 

Наводнение 2010 года и урон нанесенный Кирничтальбану. (Источник фото: http://www.ovps.de)

 
 
Несмотря на катастрофу уже через три недели 28 августа 2012 года на линию, которая наименее пострадала от стихии вышел курсировать с 70-минутным тактом первый трамвай. Через три недели стало возможным укоротить такт до 45 минут. На сегодняшний день трамваи Кирничтальбана ходят с 30-минутным тактом в летний сезон и с часовым тактом зимой. Полностью закончить восстановление поврежденного отрезка пути  планируется к декабрю 2012 года а пока что трамвай ходит по укороченному на 800 метров маршруту, который составляет более 7 километров живописной местности:





Подъезжаем к депо:





Задний двор депо:



За двором стоят ржавые колесные пары:



От депо за нами следует трамвай, который повезет наш состав из трех вагонов обратно, так как из-за ремонта конечной остановки возможности развернуться трамваю на месте нет:



Вот мы и прибываем на место. Трамвай дальше не едет и следующие 800 метров до конечной станции с главной достопримечательностью - водопадом нужно идти пешком. Какие достопримечательности находятся на конечной станции можно прочитать в полной версии данного фотоотчета, которая находиться  тут


Другие мои репортажи на трамвайную тематику:

Даугавпилсский трамвай (Латвия)

 Дрезденский музей трамваев + история дрезденского трамвая



Tags: repost, трамвай
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments