sarmetro (sarmetro) wrote,
sarmetro
sarmetro

Блог Павла Коваленко. Первая запись

Оригинал взят в сообществе ru_saratovtrans в Блог Павла Коваленко. Первая запись
Представляем вашему вниманию новую рубрику нашего портала, в которой житель Саратова Павел Коваленко рассказывает о транспорте и пытается зафиксировать страницы истории Саратовского автотранспорта.

Бродя по просторам интернета, обнаружил полное отсутствие информации по истории автобусного (да и другого) пассажирского автотранспорта в нашем городе. А жизнь бежит вперед, подминая под себя всю информацию, уходят люди, исчезает техника, и все меньше остается шансов оставить что-то для истории.

Кому-то может показаться напрасной тратой времени заниматься мало кому нужными вещами, но это часть моего детства, часть моей жизни, и когда мне попадаются фотографии Икарусов, ЛАЗов, возникают ностальгические чувства.

Здесь я постараюсь в записях восстановить по своим воспоминаниям все, что я знаю по автобусному пассажирскому транспорту с середины 80-х до начала 2000-х. Записи будут сопровождаться личными впечатлениями из детства, так что не обессудьте. К сожалению, нет ни одной фотографии, так что вся информация будет носить описательный характер. Цель своего труда, хоть как-то зафиксировать историю родного города. Моменты, в которых я сомневаюсь или не знаю точно, ставлю знак (?). Итак, как можно было слышать в салонах автобусов в 80-е, «Двери закрываются, будьте осторожны. Следующая остановка…».

Запись №1

Я все детство и юность прожил в Заводском районе, поэтому мне наиболее известно про маршруты и автобусы именно этого района города. В заводском располагалось «Саратовское пассажирское автотранспортное предприятие №4» (СПАТП), располагался в районе так называемой «подстанции» на улице Васильковской. В Октябрьском районе на улице Новоузенской располагался СПАТП №2, в районе площади Фрунзе (ныне Ильинской) – СПАТП №3.

О принадлежности к определенному парку свидетельствовала графическая эмблема на левом борту кузова под водительским окном в виде кольца, в центре которого обозначался номер ПАТП, а по кругу в кольце название предприятия. Во всех парках это графическое решение было выполнено в одном схожем друг с другом стиле, сейчас бы это назвали – по стандарту качества ИСО 9001. Я не знаю, как в других городах, но в Саратове графическое отличие было выполнено аккуратно и достойно подражанию. Находясь в центре города с родителями, мне попадались также автобусы с 1-го парка, причем изображалась римская I, а не латинская 1, и с 6-го парка. Уже во второй половине 90-х видел автобусы с парка №7, поэтому, сколько их всего было, и какие маршруты обслуживали, я не знаю.

На мой взгляд, СПАТП-4 был самым лучшим и самым организованным, не даром оно до последнего обслуживало муниципальные маршруты Заводского района, а в конце 90-х чуть ли не единственное выполняло капитальный ремонт кузовов автобусов, о чем свидетельствовала картонная табличка в салоне под накладкой из оргстекла. Кроме того, как было принято по ГОСТу в СССР, на заднем борту необходимо было дублировать гос.номер автотехники. Во всех СПАТП был свой шрифт, в СПАТП-3 надписи были более крупными и плавными, в СПАТП-4 наоборот, чуть мельче и более строгим шрифтом.

В СПАТП-4 эксплуатировались практически все имеющиеся на тот момент (я говорю про 80-е, 90-е годы) модели автобусов: это ЛиАЗ-677 (с последней облицовкой, видимо модификация «М»), ЛиАЗ-5256, ЛАЗ-695, ЛАЗ-4202, и, конечно же, Икарусы – 260, 280, 256, 250. Дальше я остановлюсь на технике подробнее.

Маршруты в Заводском районе:

1 – Стадион «Волга» – пл. Советско-Чехословацкой дружбы (ПО «Нитрон») (в настоящее время маршрут не существует);

1К – Стадион «Волга» – ул. Хомяковой (в настоящее время маршрут не существует);

2Э – ул. Посадского – пл. Советско-Чехословацкой дружбы. «Э» – означало экспресс, автобус останавливался не на всех остановках: в центре между Крытым рынком и площадью Фрунзе остановок не было, а в Заводском – остановки были все. В середине 90-х стал просто 2 – ул.Посадского – ПО «Нитрон» (ныне Саратоворгсинтез);

2К – Стадион «Волга» – ул.Посадского (существовал в период строительства троллейбусной линии №15, когда уже отменили трамвайные маршруты №1 и 15) (в настоящее время не существует);

4 – Стадион «Волга» – пос. Калашниково (пос. Тепличный) (в настоящее время не существует);

7 – Стадион «Волга» – пос. Князевка (с начала 90-х);

10 – Стадион «Волга» – ул. Хомяковой (вместо маршрута 1К, организован в середине 90-х, в настоящее время маршрут не существует);

14 – пос. Пролетарский – пос. Юриш;

16 – Стадион «Волга» – пос. Заплатиновка;

20 – Стадион «Волга» – пос. Лесопильный;

21 – Стадион «Волга» – Новая 9-я линия;

22 – Стадион «Волга» – пос. Увек;

22К – Стадион «Волга» – Увекская нефтебаза (либо Увекское кладбище, в разные годы разный конечный пункт);

32 – Стадион «Волга» – (?) (очень редко ходил, конечный пункт был в районе 20 квартала, в настоящее время маршрут не существует);

36 – Стадион «Волга» – пос. Новый Увек;

38 – пл. Советско-Чехословацкой дружбы (ПО «Нитрон») – ул.Лесная (в Комсомольском поселке, организован в 1989, 1990 годах);

39 – Стадион «Волга» – пос. Водник;

43 – пл. Советско-Чехословацкой дружбы (ПО «Нитрон») – Дачи;

69 – пос. Комсомольский – Сенной рынок (был организован в конце 90-х, в настоящее время маршрут не существует по причине организации маршрута №6);

71 – (?);

83 – (?);

224 – Стадион «Волга» – пос. Трещиха;

226 – Саратов (Автовокзал) – пос. Красный Текстильщик;

228 – Стадион «Волга» – Б. Кумысная Поляна (ныне переобозначен на маршрут №28).

383 – Стадион «Волга» – с. Михайловка (в некоторые годы конечный пункт обозначался пос. Сосновка).

А также большой ряд маршрутов в областные города и поселки, номера которых мне неведомы. Автобусы обслуживали маршруты в такой разбивке:

№1, 1к, 22, 36, 38, 39 – Икарус-260, ЛАЗ-4202, ЛиАЗ-5256.

№2, 22к, 228 (28) – Икарус-280, ЛиАЗ-5256.

№4 – ЛиАЗ-677 до начала 90-х, потом их сменили на Икарусы-280.

№14, 32, 226 – ЛАЗ-695.

№16, 20, 21, 224 – ЛиАЗ-677.

Сейчас 16-й – это несколько другой маршрут, обслуживаемый «Газельками», 21-й – ходит из центра города, также обслуживается «Газельками», 20-й обслуживается одним старым Икарусом-260. Маршрут №4 исчез, 1 и 32 проходят в других районах.


Tags: repost
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment